Доминиканское происхождение буллы

12/04/2020, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Доминик, школа при кафедральном соборе и университет в Тулузе, III; Проект приглашения в Тулузу учителей и студентов из Парижа, 5.

Прежде всего, следует обратить внимание на факт, то – как кажется – булла эта никогда не дошла до парижского университета. О её существовании университет не знал вплоть до конца XIX века. Открыватель буллы, Денифле, обнаружил её среди архивных материалов монастыря св. Иакова в Париже и издал в сборнике документов парижского университета. Действительно, до сего для она находится в архиве этого славного монастыря, переданном на хранение Национальному Архиву в Париже. В доминиканском архиве она была уже в XVII, и даже в начале XIV века, поскольку на её переплете записано содержание, сделанное тогдашним доминиканским архивистом. Почерк его руки мы находим на переплетах многих иных документов монастыря св. Иакова. Если, однако, булла была адресована университету, каким же образом она оказалась в монастыре?

Объяснение находим благодаря анализу определенных особенных характеристик почерка этой буллы:

- Переписка буллы была поручена тому же самому писцу, который писал буллы от 21 января, адресованную св. Доминику, подтверждающую название и положение Проповедников. Был это некто, кто носил им Petrus, поскольку это имя читаем на сгибе с правой стороны обеих булл.

- Выше заглавной литеры R, обозначающей регистрацию (rescriptum), находится имя Dominicus. Принимая во внимание все обстоятельства, может это быть только св. Доминик. Это имя написал там сам писец Petrus, как это следует из формы букв и соединений между ними. Это упоминание попросту означает, что это Доминику следует отдать буллу, чтобы забрал её с собой. Его имени не находим ни на одной из 32 оригинальных булл папы Гонория для Доминика, которые до сих пор сохранились и которые Доминик действительно получил и принял. Оно написано в том месте, где записывали свои имена уполномоченные, выступающие с просьбой о написании такого послания, чтобы, если возникнут какие-то сомнения, можно было их вызвать и посоветоваться с ними, а после написания им её передать.

Доминик не был в то время чьим бы то ни было уполномоченным. Действовал на правах настоятеля зарождающейся общины и тулузского «проповедничества». Таким образом, мы приходим к выводу, что это он «от своего собственного имени» прилагал старания, «чтобы папа послал приглашение магистрам и студентам из Парижа прибыть в Тулузу» для проповедования там Слова Божьего и обучению теологии.

Таким образом, первоначальная идея основания теологической школы в Тулузе, непосредственно подкрепленной Парижским университетом, относится к временам св. Доминика, к 1216-1217 годам.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий