Инструмент всеобщей евангелизации

7/29/2019, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники». II. Намерения св. Доминика, 3. Замыслы Доминика, 2.

Это подводит нас ко второму утверждению. Св. Доминик, основывая Орден Братьев Проповедников, хотел создать Инструмент всеобщей евангелизации. В 1206-1215 годах Доминик был вовлечен в проповедничество служащее защите веры и обращению, направленное против отступников. Однако, основывая свой орден, он оставил это полемическое ограничение, чтобы поставить для своих братьев иную цель – весь спектр епископского проповедования. Тем не менее, в те времена и в начале 1216 года он понимал эту деятельность главным образом как реевангелизацию тулузской епархии и затронутых ересью соседних регионов.

Изменение произошло весной 1217 года, после возвращения Доминика из Рима, где он добился утверждения ордена и его наименования. Тогда он отвернулся от Альби и решился на новый принципиальный поворот в создаваемой им институции. Не будем здесь размышлять над мотивами столь радикального решения, которое сверх того должно было преодолеть сильное сопротивление. Лучше взглянем на его результаты. Подобно тому, как в момент создания ордена, Доминик отбросил всяческие ограничения предмета проповедничества, так теперь отбросил всяческие территориальные ограничения, даже обозначенные границами христианства. С этого часа он видел «своих сынов рассеянными по всему миру, идущими по двое, чтобы проповедовать людям Царство Божие» - пишет Константин Орвиетский.

Оставляя Тулузу с большинством братьев, он поместил их на доктринальной оси Церкви, оси Париж-Болонья, где созидались молодые университеты. Сам же отправился в Рим, чтобы постараться о том, чтобы папские буллы, как обильный дождь начали орошать его молодую плантацию. В 1221 году он окончил обозначать территориальные рамки ордена в мире, определяя следующие сектора:

- провинции, то есть регионы, в которых существующими конвентами руководила единая провинциальная власть;

- провинции, которые находились только на этапе созидания;

- территории, которые должны были стать основой для миссии с неограниченным охватом.

Таким образом: Дания, то есть скандинавские страны, обращенные к дальнему Северу; Польша, открытая на Пруссию, балтийские страны и Русь; Венгрия, обращенная к куманам и далее к Азии, а также к Греции, то есть Византии. Тоска по миссии среди язычников, которая пронизывала сердце Доминика, была глубоко привита Ордену Проповедников. Наверно не следует подчеркивать новизну этого явления в истории Церкви и необычности эпопеи, которая началась тогда в истории нашего ордена.

Вот наш второй вывод: основывая свой орден, Доминик жаждал создать инструмент евангелизации всех людей, инструмент апостольского характера.

Существует ли какое-либо противоречие между напряженной евангелизацией, распространяющейся до пределов земли, на которую решился основатель в 1217 году, и начавшемуся в 1215 году сотрудничеству с официальным проповедничеством? Однозначно нет. В те времена обращение язычников обычно начиналось в большом пограничном епископстве, которое давало опору высылаемым оттуда группам миссионеров. Руководитель такой группы вскоре становился епископом. Условия и институции в старых христианских епархиях и в тех, которые только возникали, немногим отличались. И в одних и в других епископ был на своей территории преемником апостолов. Не смотря на это, в 1217 году открытость на нужды язычников из даже самых отдаленных стран, наилучшим образом свидетельствует о духе подражания апостолам, духе, который неустанно оживляет орден, проникает во все его евангелические истоки.

Подчеркивание этой всеобщности одновременно вынуждало орден к более близкому сотрудничеству с папством, источником всяческих миссий и стражем доктрины и традиции. Одновременно опираясь на Рим и на апостольский идеал, Доминик реализовал все свои остальные намерения.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий