Опасность иллюзии в духовных утешениях

1/11/2018, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о истине, CVI.

Вот Я закончил, дражайшая дочерь, объяснять то, что необходимо для сохранения и возрастания совершенства твоей души.

Теперь объясню тебе, как ты того желала, знамение, которое Я даю душе, чтобы она могла распознать, когда её посещают видения или другие духовные утешения, происходит ли это посещение от Меня, или нет. Знамением моего присутствия является радость, которую Я оставляю в душе после моего посещения и голод добродетели, особенно истинного смирения, соединенного с огнем божественной любви.

Ты спрашивала Меня, может ли в эту радость прокрасться иллюзия, ибо, если это так, ты бы предпочитала быть осторожной и держаться знамения добродетели, которая не может обманывать. Поэтому Я скажу тебе, какая иллюзия может войти в игру, и как ты можешь распознать, является ли эта духовная радость истинной, или нет.

Вот как можно поддаться иллюзии. Знай, что разумное творение, которое любит какое-либо благо или его жаждет, чувствует радость, когда его получит. Чем больше любит это благо, которое имеет, тем меньше видит его, тем меньше старается разумно изучить его. Наполняется радостью из-за этого утешения и эта радость владения тем, что любишь, не позволяет ему судить об этой вещи; оно не заботится о том, чтобы отдать себе отчет в том, чего эта вещь стоит. То же самое происходит с теми, кто любит и жаждет духовных утешений, жаждет иметь видения и предпочитает сладости утешений, чем Меня, как Я тебе уже говорил, рассказывая о тех, которые все еще пребывают в несовершенном состоянии и которые более обращают внимание на дар утешений, полученных от меня – подателя, чем на мою любовь – причину моих даров.

Таковые могут поддаться в своей радости иллюзии, кроме других опасностей, о которых Я расскажу тебе отдельно в другом месте. Каким образом они поддаются? Послушай. Получив огромную любовь к утешениям, как Я тебе сказал, когда приходит утешение или видение, каким бы ни был его источник, они чувствуют радость, что они, наконец, имеют то, что любят и чего жаждали. И часто эти утешения могут происходить от дьявола, а они бы еще и радовались им. Ведь Я тебе уже говорил, что когда дьявол посещает душу, его присутствие сразу производит радость, но потом оставляет душу в печали, с угрызениями совести и без жажды добродетели.

Добавлю, что эта радость может продолжаться дольше, и что душа может иногда ощущать её на протяжении всей молитвы. Но если эта радость не соединена с горячей жаждой добродетели, не помазана смирением и не пылает огнем моей божественной любви, тогда это видение, это утешение, это посещение происходит от дьявола, не от Меня. Душа хоть и имела знамение радости, но поскольку радость эта не была соединена с любовью добродетели, душа может точно распознать, что эта радость происходит единственно от её желания собственных духовных утешений. Она радуется и веселится, поскольку думает, что имеет то, чего желала и считает эту радость свойством какой бы то ни было любви, когда она получила то, что любила.

Поэтому ты не можешь доверять одной только радости, даже если бы она продолжалась все время утешения и еще дольше. Любовь, ослепленная этой радостью, не сможет распознать эту дьявольскую иллюзию, если не обратится к благоразумию, но если будет поступать благоразумно, увидит, связана ли эта радость с любовью добродетели или нет, и таким образом убедится, происходит ли это посещение от Меня, или от дьявола.

Распознавательным знамением, как Я тебе сказал, того, является ли радость, которую ты ощущаешь следствием моего посещения, является то, была ли она соединена с добродетелью. Воистину – это верный признак, который указывает, является ли это наваждением, или нет; или радость, которую испытываешь в духе, вызвана моим присутствием, или происходит от духовного себялюбия и от жажды личных утешений. Мое посещение приносит радость с любовью добродетели, посещение же дьявола дает только радость. Когда душа придет к утверждению, что она не продвинулась в добродетели далее, чем была прежде, должна сделать заключение, что эта радость проистекает из личной любви к духовным утешениям.

Знай, что не все поддаются иллюзии этой радости, а только те несовершенные, которые ищут утешения и обращают внимание более на дар, чем на подателя. Но те, кто искренне, ни взирая на собственную выгоду, единственно из пламенной любви ко Мне, обращают внимание на подателя, а не на дар придают значение дару только из-за Меня, который дает, а не ради утешений, которые из него извлекает, таковые никогда не будут обмануты такой радостью.

Они имеют верное знамение, которое позволяет им тот час же распознать, когда дьявол пробует их обмануть, превращаясь в ангела света, посещает их дух, опьяняя его неожиданной радостью. Не поддаваясь жажде духовных утешений, благодаря благоразумию, они замечают обман, как только поймут, что после минутной радости остаются во мраке. Тогда они корятся в истинном познании себя, отрекаются от всяческого утешения и всем сердцем льнут к учению мое Истины. Дьявол посрамлен, уже никогда не показывается, или очень редко в таком обличье.

Тех же, кто любит личные утешения, он будет часто навещать; но они могут познать свою ошибку таким способом, который Я тебе указал, увидев, что их радость не связана с добродетелью и после этого посещения они не возрасти в смирении, в истинной любви, в жажде моей – Бога, славы и жажде спасении душ.

Так распорядилась моя благость, чтобы оградить вас, совершенных и несовершенных, в каком бы вы состоянии ни находились. Вы можете избегать всяческих наваждений, если захотите сохранить свет разума, который Я вам дал вместе с зеницей святой веры. Не позволяйте же затмить его дьяволу и не закрывайте его себялюбием. Если вы сами не захотите его потерять, никто у вас его отнять не сможет.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий