Завещание или устав любви*

12/11/2017, No Comment

Из книги Писем блаженного Генриха Сузо, Письмо 28a.

Да святится в вас Имя Божие, чтобы вы могли с радостью черпать воду из ран Иисуса Христа. Божия любовь, истинный мир, глубокое смирение, черпаемое из верного сердца Иисуса, отдаление всяческого тяжкого страдания, радостное забытье в обществе достойнейшего Сына Божьего и Девы да будут вашим уделом! – вот, вместе с моим Отче наш, приветствие, которое я вам шлю в Иисусе Христе.

Милейшие моему сердцу дети, все вместе, внутри и снаружи, вы являетесь единым в моем сердце и одним, милым для уха голосом. Мне кажется, что я как будто чувствую исходящую от вас вашу общую любовь, умерщвление самого себя в смирении, мир в вашей жизни и верное исполнение всего, что я – бедный грешник – вам дал и постановил, в том, что касается любви, равно как возможности каждой из вас. Об этом вас прошу и это вам поручаю, доверяю вам и верю всем, что вы охотно будете это исполнять. С тех пор как Бог мне препоручил вас всех, я ношу вас глубоко в моем сердце. Поэтому взываю к моему наилучшему, возлюбленному Господу, Иисусу Христу:

Отче наш верный, Божественный похититель любви,

Отвори, о Господи, сокровищницу любви,

Открой свое сердце, Иисусе сладчайший!

Храни их от всяческой иллюзорной любви,

Отними у них то, что от Тебя отдаляет.

Дорогие дети, окружите себя тернистой оградой, которая отделит вас от всех творений, оградитесь от всего мира, а ваши сердца, дух и все мысли отдайте майской росе небесного Солнца, чтобы вы могли видеть, когда и как Оно захочет к вам придти. С опасение принимайте сладкие дары, ощущайте детскую радость и искреннюю благодарность, а из вашего сердца сделайте ларец полный Божьих ароматов. Поэтому вашим познанием пусть будет святое размышление, все поступки совершайте в Боге и пусть это станет вашей обязанностью в любое время. Ваши уста пусть будут сосудом чистоты, служащим для разговоров с Богом и о Боге. Вся ваша жизнь пусть станет образом небесной святости.

Ссылаясь на пленников любви и Божией верности, советую вам, чтобы одна из вас сознательно не ранила другую ложными словами и насмешливыми жестами, а – заботясь о мире среди сестер, пусть каждая как можно лучше, оказывает другой любовь всеми способами и во всяком месте. Ваши поступки должны быть разнообразны, в соответствии с требованиями совместной жизни, внутренне, однако оставайтесь единомышленными. Соединенные одной любовью Бога, работайте с облачениями и бельем так, как будто бы вы перевязывали и благовестили дражайшие раны Иисуса Христа; знайте также, мои дорогие, что добрые дела имеют пред Богом ту же самую ценность, что и намерения. Поэтому в множественности поступков сохраняйте единство намерения. По этой причине я бы со спокойной совестью уделил Пресвятое Таинство тому, кто исполнил все необходимые дела любви, как и тому, кто приготовился к этому постом, прострациями и молитвой, если только эти поступки были исполнены в духе отречения и упования на Бога. Благодать в этом мире и слава в вечности более зависит от намерения отречения, чем от внешних поступков, даже если бы они казались наибольшими и наисвятейшими.

Старайтесь, как только можете, приобрести добродетели, но уповайте не на них, а на самого Иисуса Христа, а эта жизнь пусть будет для вас сладостным изгнанием – не в особенно чувственным переживании, а в глубокой жажде, держитесь воли Божией и заботы о Его славе. Добрую и злую долю, боль и удовольствие, признание и радость, позор и отвращение – все это принимайте из руки Божией. Пребывайте у Его стоп в презрении к себе, столь полном и глубоком, чтобы никто не мог вам оказать большего. Радуйтесь славой Христа, Его только имейте пред очами и любите, ни в чем не ищите себя. Ему полностью доверяйте, не уставая, однако в том, чтобы оказывать Ему любовь.

Примите это, мои дорогие, от Бога и от меня, вашего искреннего друга. Хотите исповедать свои грехи? Говорите: «Да, охотно, дорогой брат!» - Поэтому, дорогие сестры, не исповедуйте чужих грехов, не осуждайте также того, кому не хотите подражать, но всех осуждайте в себе самих, с глубоким смирением. Если хотите ощутить Бога, научитесь тайно пребывать внутри себя. Если хотите получить от Него новый свет и милость, научитесь распознавать Его дары и быть благодарными за каждый полученный от Него дар. Если хотите жить в Боге и чтобы Он жил в вас, во времени и в вечности, научитесь умирать для самих себя, ибо самая возвышенная жизнь души скрывается в процессе умирания природной воли. Эта смерть заключается в отречении от радости и боли, как и от всего того, в чем согласно нашему собственному выбору мы ищем радость или страдание, а её целью является подражание нагому и обнаженному Христу в наготе и обнажении.

Поймите, что речь тут идет о том, чтобы привязать волю, а не чтобы получить от Бога благодать и дары. Как Христос своей воле и поступками был в Отце, точно так наша воля и поступки, по примеру Христа должны быть в Отце. Мы получили Сына от Отца, ради Его славы и нашего утешения, и непостижимым для нас образом, имеем сущностное пребывание Отца в Сыне. А через Сына имеем путь к Отцу, и в Нём, Вековечном Сыне, познаем Отца – согласно с тем, что Он сам сказал Филиппу: «Разве ты не веришь, что Я в Отце, а Отец во Мне?» и далее: «Отец, который пребывает во Мне, совершает эти дела» (Ин 14,10). Мы же, если пребываем во Христе, в Его благородном Образе, которым является Вековечный Сын, мы в том же Образе преображаемся от славы во славу (2Кор 3,18). И поэтому, кто в обманчивой привязанности, к каким бы то ни было внешним вещам, унижает и указывает в ложном свете Иисуса Христа, достойного Сына Бога и Девы, тот не приходит к Отцу. Неопровержимо доказывают это всяческие удовольствия, ощущения, виды познания, света и различия. Если кто-либо унизит в нас Иисуса Христа, все это становится ложным, хотя может казаться великим и мудрым, ибо через такие возвышенные, тайные, тонкие и поспешные высказывания появляются неожиданно враждебное, смертоносное отравление христианского порядка и истинной жизни**. Особенной же чертой Божьего света и знамением истинной благодати является возвышение и вознесение в нашей душе Сына Божьего и Его закона. Обосновано это тем, что благодаря Нему становятся плодотворными наши поступки, с Ним также и в Нем будет пребывать наше вечное блаженство.

Поэтому, мои дражайшие дети, которых я избрал из всех и в моем убогом служении препоручил сладостному, верному Сердцу Иисуса, если хотите меня послушать – ах, возлюбленные мои, отбросьте все, что не является Богом, отбросьте это внешне и внутренне и подставьте свои плечи под ярмо Иисуса, в доброй и злой доле. Если верная рука может принести разочарование, боль и страдание, то сладостное сердце может также принести сладостное утешение и изобильную любовь. Да будет благословенно разочарование в страдании и унижении, как и все иное, что может нас привести к познанию и владению дражайшего нашего Возлюбленного, Иисуса Христа, Сына Бога и Девы. Если бы мы провели время вместе с Петром***, если бы нас забрали из этого мира вместе с Лазарем (Лк 16,20), если бы мы стали для мира осаждаемой крепостью, как Иов (Иов 1,11;2,5), ели бы нас, праведников, считали сором (1Кор 4,13), если Бог захотел поступить с нам как с Павлом, которого апостолы избегали из-за непонимания (Деян 9,26) – разве это должно нас погрузить в печаль? О нет, мио дорогие, нет! Наверняка нет. Иов, Товит и Давид, все они шли этим путем. Св. Афанасий страдал так, как будто бы весь мир поклялся его убить.

Не пишу вам потому, что в Боге страдание стало для меня приятным, а потому, что любовь Божья принуждает меня и взывает подставить плечи под ваше ярмо, нынешнее или будущее, для того, чтобы стало для вас легче, чтобы также и мы могли его нести. Пусть Бог никогда не дает нам ни благого дня, ни часа, нам – кого Он считает своими и жаждет сформировать согласно образу своего Сына (Рим 8,29).

Дети Божии, возлюбленные мои, не теряйте отвагу! Что бы ни случилось, мы не одни, сопутствует нам огромная часть небесного двора. Вознесите ваши сердца, вознесите их к прекрасному, вожделенному граду, к небесному Иерусалиму. Ах, сколь сердечным, сколь радостным объятием сплетены там те, кто здесь страдал! Если даже мир нас отвергает, то ведь Бог нас принимает как друзей; если мы – посмешище для людей, радуются нам ангелы. Если из любви, а также ради хвалы и славы Христа мы ничего не имеем в этой жизни, небо является нашим уделом, а если нас искушает и угнетает сатана, может нас также тайно поддерживать наш Божественный, вековечный Возлюбленный, Иисус Христос. Видите, мои дорогие, что чем больше тут мы испытываем горестей ради Бога, тем радостнее будет нам там с Богом; чем больше нас здесь страдание отдаляет от утешения, тем далее мы будем там, в вековечной радости, от всяческой боли.

* «Завещание» было впервые опубликовано в 1907 г., и подтверждает его только одна рукопись XIV/XV в. – отсюда сомнения касательно его аутентичности. Но если даже не сам Сузо собственноручно его написал, оно является отражением его аскетических взглядов.

** Аллюзия к отвергнутым Сузо опасным для Церкви доктринам бегардов. См, Книга Истины, глава 6.

*** Каясь за совершенные грехи.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

окончание

No Comment

Отправить комментарий