О её восхитительных победах над искушениями и необычайной близости с Богом

10/26/2017, No Comment

Из книги «Житие святой Екатерины Сиенской» блаженного Раймонда Капуанского, её исповедника. Часть I, глава 10а.

Когда миротворный Царь* воздвиг для защиты Иерусалима башню Ливанскую, обращённую к Дамаску (ср. Песн. 7:5), надменный царь Вавилонский и недруг мира тут же обозлился и двинул против неё свое войско, и попытался разрушить её. Предвидев то и предусмотрев, Царь оный, устроитель и хранитель мира, окружает башню Свою чудесными и неприступными укреплениями, в которую все стрелы врага не только попадают без всякого вреда, но, чудесным образом обратившись вспять, стрелков своих и поражают.

Сие я сказал к тому, что древний змий, заметив, как сия юная девушка восходит на великие вершины совершенных добродетелей, убоялся – и, как потом оказалось, не зря, – что она станет причиной спасения не только для себя, но и для многих других, и таким образом защитит святой град Церкви Католической как предстательством своим, так и учением. А потому со всем духом злобы своей обратил он на неё тысячи ухищрений, стараясь ввести её в соблазн. Но Господь великой милости, попустивший сие дабы прекраснее стал венец невесты Его, оградил её столь крепким оружием духовным, что она больше приобрела от войны, чем от мира. Ибо вдохновил Он ум её просить Господа о добродетели мужества; что она и творила в течение многих дней без перерыва – и всемилостивый Вдохновитель, желая, чтобы после продолжительных молений она почувствовала, что услышана, такое ей поведал наставление:

- Дщерь, – молвил Он, – коли желаешь обрести добродетель мужества, то подобает тебе подражать Мне. Ибо хотя Я и мог бы божественной силой уничтожить всех «господствующих в воздухе» (ср. Еф. 2:2) или избрать иной путь победы над ними, Я, однако, желая дать вам пример Своими человеческими деяниями, не пожелал побеждать их иначе, кроме как путём креста, чтобы научить вас словом, подтверждённым поступком. Поэтому, если хотите стать мужественными, дабы побеждать всякую силу вражию, примите крест в укрепление себе, как и Я, Который, по словам Моего апостола, вместо предлежавшей радости поспешил ко кресту (ср. Евр. 12:2), столь позорному и тяжкому, – дабы, значит, и вы не только были готовы терпеливо сносить муки и невзгоды, но и принимали их себе в укрепление. И они воистину служат укреплением, поскольку чем более вы терпите таковое ради Меня, тем более вы сообразуетесь со Мною, ведь, если вы сообразуетесь Мне в страданиях, то, как неизбежно следует из учения Моего апостола, вы обязательно будете подобны Мне и в благодати, и в славе (ср. 2 Кор. 1:7). Итак, дщерь, прими сладкое как горькое и горькое как сладкое ради Меня; и не сомневайся затем ничуть, ведь ты непременно обретёшь мужество ко всякой [брани].

Она же, не глуха оказавшись к оным словам, с той поры так твердо постановила в уме своем радоваться невзгодам, что (как она однажды призналась мне наедине) ничто внешнее в сей жизни не укрепляло её так, как невзгоды и страдания, без которых она, по собственному признанию, до крайности изнемогала телом. Причём ради того, что требовалось претерпеть, она охотно сносила отсрочку [обретения] венца небесного, поскольку знала, что благодаря тому венец на небесах становится всё краше.

Затем Царь неба и земли, вооружив башню свою многомощными учениями, попущением открывает путь врагам, дабы приблизились они и попробовали хоть как-нибудь взять её приступом. Приближаются они со своими гнусными полчищами и стараются окружить её со всех сторон; так, чтобы, пока никто не помогает ей, подсечь её вкруг основания. И прежде всего начинают они с искушения плотского, которое насылают не только внутренне через помысли, не только через иллюзии и фантазии во снах, но через явные видения, которые, приняв воздушные тела, наполняли её взор и слух и разным образом ей представлялись. Страшно пересказывать эти борения, но чересчур уж сладостно будет чистым умам послушать о победе.

А она со всем мужеством восстает на борьбу с собою самой, то есть со своею плотью и кровью, железной цепью смиряя плоть и проливая кровь; продлевая свои бдения на время, гораздо большее обычного, так что на сон почти ничего не оставалось. Но даже при этом враги не прекращают начатой войны; принимают, как я говорил, тела воздушные и, множа призрачные образы, толпятся в величайшем множестве перед её взором, как бы сочувствуя и советуя:

- Зачем, бедняжка, ты себя так мучаешь попусту? Какая тебе польза от такого мучительного страдания? Неужто ты думаешь, что сможешь выдержать? Ты отнюдь не сможешь так продолжать, если только не хочешь умертвить себя, вернее, стать убийцей собственного тела. Лучше бы тебе оставить эти глупости, прежде чем совсем не угаснешь. Всё ещё есть время насладиться миром! Ты молода, и тело твоё быстро восстановит силы. Живи, как прочие женщины, выйди замуж и рожай детей для умножения человеческого рода. Ведь если ты желаешь угодить Богу, то [посмотри]: разве даже святые замуж не выходили? Вспомни Сару, Ребекку, Лию и Рахиль заодно. На что ты выбрала этот странный образ жизни, которого никак не сможешь выдержать?

Пока они говорили сие и подобное, преподобная дева, непрестанно молясь и Супругу своему себя вверяя, полагала охрану устам своим, доколе нечестивый стоял пред нею (ср. Вульг. Пс. 140:3, 38:2), и не никак отвечала, и только когда они пытались хоть как-нибудь подорвать её долготерпение, чтобы совершенно её сломить, она сказала:

- Я уповаю на Господа нашего Иисуса Христа, а не на себя.

Больше они не добились от неё ни слова, ибо она всё время была сосредоточена на молитве.

И дала она нам, беседовавшим с нею, в качестве общего правила [такой совет], чтобы мы, когда возникнут искушения, ни в коем случае не брались спорить с врагом, ибо это именно то, — настаивала она, — чего он сам добивается: чтобы мы вступили в общение с ним. Ведь он уверен, что благодаря великим злоухищрениям своим не даст опровергнуть свои софистические рассуждения. Посему, как целомудренная женщина никак не должна отвечать заговорившему с ней прелюбодею, но по мере сил от него уклоняться, так и душа, обручённая в целомудренной любви со Христом, ни за что не должна отвечать врагу искушающему, но прибегать к Жениху своему с молитвою и со всякою верностью душевной возлагать всё упование своё на Него, ибо добродетелью веры преодолеваются все искушения. Итак, сия невеста Господня мудро ратоборствовала с Сисарой, сиречь пронзала ему виски колом упорной молитвы (см. Суд. 4:21). Уразумев сие, он бросил попытки убеждений и обратился к другому роду борьбы. И вот воспроизвёл он образ женщин и мужчин, смешивающихся друг с другом самым постыдным образом и представлявших как взору её, так и слуху гнусные действия и преотвратные слова. И вот, пока столь мерзостные полчища кружили около неё с воем и криком, он соблазнял её на срам.

* Аллюзия на Соломона, чьё имя имеет один корень со словом «шалом» – мир, а также ср. Евр. 7:2. – прим. пер.

Перевод: Константин Чарухин

продолжение

No Comment

Отправить комментарий