Каким образом следует понимать слова «Бог стал человеком»

7/27/2017, No Comment

Из трактата св. Фомы Аквинского, De rationibus fidei (Об обоснованиях веры), Глава 6.

43. Когда мы говорим, что Бог стал человеком, не следует воспринимать это так, что Бог превратился в человека подобно тому, как воздух становится огнем, когда превращается в огонь. В самом деле, природа Бога является неизменной, только телесные вещи могут превращаться друг в друга. Духовная же природа не может превратиться в телесную природу, но может некоторым образом соединиться с ней через действенность своей силы, как душа соединена с телом. И хотя человеческая природа состоит из души и тела, душа представляет собой не телесную, но духовную природу. Но расстояние между любым духовным творением и простотой Бога намного больше, чем расстояние между телесным творением и простотой духовной природы. Таким образом, как духовная природа соединяется с телом действенностью своей силы, так и Бог может соединиться с духовной или телесной природой. И именно в этом смысле мы говорим, что Бог соединился с человеческой природой.

44. Мы должны заметить, что во всякой вещи, по-видимому, есть то, что в ней обнаруживается как главное; все же остальное держится главного и некоторым образом воспринимается им, поскольку главное использует его в силу своего положения. Так, в гражданском обществе правитель, по-видимому, охватывает в целом государство, и распоряжается другими в силу своего положения, так, как будто они являются частями его тела, соединенными с ним естественным образом. Хотя человек по природе состоит из души и тела, однако, он, прежде всего, по-видимому, представляется душой, с которой соединено тело, и душа распоряжается телом для осуществления своей собственной деятельности. Также, поэтому, и в союзе Бога с творением, божественность не растрачивает себя в человеческой природе, но человеческая природа принимается Богом, и не так, чтобы она превратилась в Бога, но чтобы она держалась Бога. Душа и тело, таким образом принятые, являются так или иначе душой и телом Самого Бога, так же, как части тела, принятые душой, являются так или иначе органами самой души.

45. Есть, однако, здесь и различие. Хотя душа и более совершенна, чем тело, она, однако, не обладает полным совершенством человеческой природы. Поэтому с ней соединяется тело таким образом, что душа и тело вместе составляют единую человеческую природу, в которую душа и тело входят как части. Но Бог в своей природе настолько совершенен, что нет ничего, что могло бы быть добавлено к изобилию Его природы. Таким образом, никакая другая природа не может быть соединена с божественной природой так, чтобы была соделана общая природа из них обоих: ведь в этом случае божественная природа была бы частью этой общей природы, а это, коль скоро всякая часть представляет собой несовершенство, противоречило бы совершенству божественной природы. Бог, Слово Божие, воспринял человеческую натуру, состоящую из души и тела, таким способом, при котором ни одна природа не превращается в другую, и при этом две природы не растворены в одной природе, но будучи соединенными, они сохраняют различие, оставаясь самими собой.

46. Нужно также заметить, что, поскольку духовная природа соединена с телесной природой посредством духовной силы, то, чем большей будет сила духовной природы, тем совершеннее и прочнее воспримет она более низкую природу. Но сила Бога, которому подчинено всякое творение, бесконечна, и Он использует каждое творение так, как пожелает. Он не мог бы использовать их, если не был бы тем или иным способом соединен с ними действенностью своей силы. И Он тем более совершенно соединен с ними, чем большую проявляет в них свою силу. А делает Он это, сообщая им существование и побуждая их к приличествующим им действиям; таким образом, Он, как говорят, находится во всем в общем виде. А в особенном виде Он проявляет свою силу в святых умах, кого Он не только сохраняет в бытии и побуждает к действию подобно прочим творениям, но также и преображает так, чтобы они познавали и любили Его. И именно таким образом Он, как говорят, живет особенным образом в святых умах, и святые умы, как говорят, преисполнены Бога.

47. Так как Бог, как говорят, в большей или меньшей степени соединен с творением согласно количеству силы, которую Он проявляет в нем, очевидно, что, так как человеческий ум не может постигнуть действенность божественной силы, Бог может быть соединен с творением более высоким способом, чем тот, который человеческий ум может схватить. Поэтому мы говорим, что Бог соединен с человеческой природой во Христе непостижимым и невыразимым способом, не только, обитая в Нем, что верно для других святых, но и исключительным способом, так, что человеческая природа принадлежала Сыну Бога, и что Сын Бога, у которого есть от вечности божественная природа Отца, от времени чудесно воспринял человеческую природу нашего рода. Таким образом, каждую часть человеческой природы Сына Божия можно назвать Богом, и независимо от того, действует или претерпевает та или иная часть Его человеческой природы, она может быть приписана единородному Слову Божию. Поэтому вполне подобающе говорить, что не только Его душа и тело - Сын Божий, но также и Его глаза и руки, и что Сын Божий видит телесным зрением и слышит слухом Его ушей; и то же самое относится к действиям, могущим приличествовать другим частям Его души или тела.

48. Нет никакого лучшего примера этого удивительного союза, чем союз тела и разумной души. Это - наиболее подходящий пример, потому что наше слово остается скрытым в нашем сердце и становится чувственно воспринятым, будучи оглашенным и написанным. Но, однако, эти примеры многое теряют от представления союза божественной и человеческой природы, так же, как любое другое сравнение человеческих вещей с божественным. Ибо Божественность не соединена с человеческой природой так, чтобы быть частью некоторой составленной природы, подобно тому, как душа есть часть человеческой природы; или так, чтобы лишь выражаться посредством нее, подобно тому, как слово сердца выражается голосом или письмом, но она соединяется с человеческой природой так, что Сын Божий действительно имеет человеческую природу и может быть назван человеком.

49. Ясно поэтому, что мы не говорим, что Бог соединяется с телесной природой как сила в теле, обусловленная материальным модусом и сведенная к телесной силе, потому что даже разумная часть души, соединенной с телом, не является таковой силой в теле. Намного меньше поэтому [является таковой силой] Слово Божие, который воспринимал себе человеческую природу невообразимым и более возвышенным способом.

50. Также ясно из предшествующего, что Сын Божий обладает и божественной и человеческой природой, одна из которых – есть с Ним от вечности, другая же – воспринята во времени.

51. Нечто может обладать различными вещами всевозможными способами, но всегда говорят, что основная часть иди главное «имеет», тогда как менее значимая часть «имеется». Таким образом, у целого есть много частей, как у человека есть руки и ноги; но мы не говорим наоборот, что у рук и у ног есть человек. Точно так же у одного предмета есть множество акциденций, как у яблока есть цвет и запах, но не наоборот. У человека также есть внешние ему вещи, как имущество и одежда, но не наоборот. И только лишь в случае, когда обе части чего-то единого являются основными, к ним применимо и «иметь» и «иметься», как у души есть тело, и у тела есть душа. Также и в брачном союзе, коль скоро муж и жена соединяются в нем воедино, считается, что муж имеет жену, а жена имеет мужа. То же самое наблюдается и в случае вещей, соединенных отношениями: так мы говорим, что отец имеет сына, а сын имеет отца.

52. Таким образом, если бы Бог соединялся с человеческой природой подобно тому, как душа соединяется с телом, так, чтобы соделывалась одна общая природа, мы могли сказать, что Бог имеет человеческую природу, а человеческая природа имеет Бога, так же, как душа имеет тело и наоборот. Но поскольку вследствие совершенства божественной природы из божественной и человеческой природ не может быть соделана единая природа, как сказано выше, и потому что основной фактор в союзе находится на стороне Бога, очевидно следующее отсюда, что подобает понимать [только лишь]: Бог имеет человеческую природу.

53. То, что имеет некоторую природу, называется подлежащим или ипостасью этой природы; как то, что имеет природу лошади, называется подлежащим или ипостасью лошади. В случае подлежания разумной природы такую ипостась называют «лицом»; так, мы называем Петра лицом, поскольку у него есть человеческая природа, которая разумна. Таким образом, коль скоро Сын Божий, единородное Слово Бога, принял человеческую природу, как сказано выше, отсюда вытекает, что Он – подлежащее, ипостась или лицо человеческой природы. И так как у Него есть божественная природа от вечности, не посредством состава, а простой тождественностью, Его также называют ипостасью или лицом божественной природы, насколько божественное может быть выражено человеческими словами. Поэтому единородное Слово Божие - ипостась или лицо с двумя природами, божественной и человеческой, и Оно существует в этих двух природах.

54. Но если кто возражает, что человеческая природа, даже во Христе, не есть акциденция, но субстанция, и не всеобщая субстанция, но частная, которую называют ипостасью, казалось бы, что человеческая природа Христа должна быть ипостасью помимо ипостаси Слова Божия, и что во Христе должно быть две ипостаси.

55. Тот, кто делает это возражение, должен обратить внимание на то, что не каждая частная субстанция зовется ипостасью, но только такая, которая не принадлежит какому-то более основательному субъекту. Например, рука человека – частная субстанция, но она не называется ипостасью или лицом, потому что она принадлежит более основательному субъекту, а именно человеку; в противном случае в каждом человеке было бы так много ипостасей или лиц, как много органов или частей. Таким образом, человеческая природа во Христе не акцидентальна, но субстанциальна; не всеобщая, но частная; и однако, ее нельзя назвать ипостасью, потому что она воспринята некоторым более основательным субъектом, а именно Словом Божиим.

56. Поэтому Христос един вследствие единства его лица или ипостаси, и нельзя собственно говорить о двух Христах; скорее у Него, как должным образом говорят, есть две природы. И хотя божественная природа может быть приписана ипостаси Христа, которая есть ипостась Слова Божия, являющегося Его сущностью, однако человеческая природа не может быть приписана Ему абстрактно, так же, как и в случае кого бы то ни было, имеющего человеческую природу. Так же, как мы не можем сказать, что Петр есть человеческая природа, но что он есть человек, имеющий человеческую природу, мы не можем сказать и то, что Слово Божие - человеческая природа, но что Оно восприняло человеческую природу и по этой причине может быть названо человеком.

57. Следовательно, и та, и другая природа приписываются Слову Божию, но одна из них – человеческая – приписывается только конкретно, как тогда, когда мы говорим, что Сын Божий есть человек. Божественная же природа может быть приписана и абстрактно и конкретно: как когда мы говорим, что Слово Божие есть божественная сущность или природа, и что Оно есть Бог. Но так как Бог имеет божественную природу, а человек имеет человеческую природу, посредством этих двух имен обозначаются две имеющиеся природы, но только у одного человека есть они обе. А так как имеющий природу является ипостасью, то мы мыслим ипостась Слова Божия и когда мы именуем Его Богом, и когда мы именуем Его человеком, поскольку и та, и другая природы приписываются Христу. Таким образом, очевидно, что мы называем Христа Богом и человеком, но не говорим, что Их - два, но что Он один в двух природах.

58. Поскольку же то, что присуще природе, может быть приписано ипостаси этой природы, а ипостась и человеческой, и божественной природ подразумевается и в имени, обозначающем божественную природу, и в имени, обозначающем человеческую природу, постольку обе эти природы наличествуют в одной ипостаси. Следовательно, и божественное, и человеческое приписывается этой ипостаси, или поскольку подразумевается в имени, обозначающем божественную природу, или поскольку подразумевается в имени, обзначающем человеческую природу. Таким образом, согласно Его человеческой природе, приписывая ипостаси Слова Божия человеческое, мы можем сказать, что Бог, Слово Божие, был зачат и рожден Девой, страдал, умер и был погребен; и наоборот, согласно Его божественной природе, мы можем сказать, что человек этот един с Отцом, что Он существует от вечности, и что Он сотворил мир.

59. В ходе утверждения таких разнообразных сказываний о Христе может быть сделано различие, в зависимости от того, согласно какой природе они проводятся. Некоторые вещи сказываются о Нем согласно Его человеческой природе, другие же согласно Его божественной природе. Но если мы рассматриваем [с точки зрения того], о ком они сказаны, они применяются в их неразличимости, так как ипостась, о которой сказывается и божественное, и человеческое – одна и та же. Это напоминает высказывание, что видит и слышит один и тот же человек, но не согласно одной и той же способности; он видит своими глазами и слышит своими ушами. Аналогично одно и то же яблоко созерцается и пахнет, в первом случае его цветом, во втором - его запахом. По этой причине мы можем сказать, что видящий человек слышит, и слышащий человек видит, и что видимое пахнет, и что обоняемое видится. И сходным образом мы можем сказать, что Бог рождается от Девы по Его человеческой природе, и что человек этот вечен в силу Его божественной природы.

продолжение


No Comment

Отправить комментарий