Каким образом следует воспринимать слова «Слово Божие страдало, и умерло», и что из этого не следует ничего неподобающего

8/14/2017, No Comment

Из трактата св. Фомы Аквинского, De rationibus fidei (Об обоснованиях веры), Глава 7.

60. Предшествующие рассуждения показали, что нет никакого противоречия в нашем выражении, что единородное Слово Божие страдало и умерло. Ведь мы приписываем Ему это не согласно Его божественной природе, но согласно Его человеческой природе, которую он воспринял в единстве Его лица для нашего спасения.

61. Но если кто-то возразит, что, так как Бог является всемогущим, Он, мог бы спасти человеческий род иначе чем смертью своего единородного Сына, он должен будет заметить, что в делах Бога мы должны рассмотреть то, что Он мог сделать наиболее подобающим образом, даже если Он мог действовать иначе; в противном случае мы будем сталкиваться с этим вопросом во всех делах, которые Он сделал. Таким образом, если спросят, почему Бог сделал небеса определенного размера и почему он соделал звезды в таком числе, то мудрый мыслитель будет искать то, что Бог мог соделать наиболее подобающим образом, даже если Он мог соделать иначе.

62. Я говорю так, предполагая нашу веру в то, что расположение природы и всех человеческих актов в целом подпадает под бежественное Провидение. Уберите эту веру, и всякое поклонение Божеству будет исключено. Однако здесь теперь мы спорим с теми, кто называет себя поклонниками Бога: мусульманами, христианами или евреями. Что касается тех, кто говорит, что от Бога все происходит по необходимости, мы обсуждали это подробно в другом месте [Сумма против язычников, II, с. 23]. Поэтому, если кто с набожным намерением рассмотрит подобающий [смысл] страстей и смерти Христовой, то он найдет [в этом] такую глубину мудрости, что во всякое время, размышляя о них, он найдет такое великое богатство, что сможет испытать истину слов апостола: «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для язычников безумие, для самих же призванных, иудеев и эллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор 1, 23-24). Он же продолжает: «немудрое Божие премудрее человеков» (там же, 25).

63. Таким образом, во-первых, необходимо заметить, что Христос воспринял человеческую природу, чтобы восстановить падшего человека, как выше уже мы сказали. Поэтому, согласно Его человеческой природе, Христос должен был претерпевать и действовать так, чтобы это могло послужить средством от грехопадения. Грех человека состоит, прежде всего, в зацепке за телесные блага и пренебрежении благами духовными. Таким образом, Сын Бога в Его человеческой природе подобающе представил свои дела и страдания, чтобы люди почитали временные блага и зло ничтожными, и чтобы беспорядочная одержимость ими не мешала людям посвящать себя духовному. Именно поэтому, Христос выбрал бедных родителей, хотя и совершенных в добродетели, чтобы никто не хвалился только лишь плотской знатностью и богатством родителей. Он жил бедно, чтобы научить нас пренебрегать богатством. Он жил, не имея положения в обществе, чтобы отозвать людей от неупорядоченной одержимости почестями. Он трудился, испытывал жажду и голод, изнурение тела, чтобы люди не цеплялись за удовольствия и наслаждения и вследствие тягот этой жизни не отвращались бы от блага добродетели. И, наконец, Он претерпел смерть, чтобы никто не отрекался от истины из-за страха перед смертью. И чтобы никто не боялся позорной смерти ради истины, Он выбрал самый ужасный вид смерти, смерть на кресте. Таким образом, Сыну Божию, ставшему человеком, подобающе было пострадать до смерти, дабы Своим примером пробудить в людях стремление к добродетели и сделать истинным сказанное Петром (1Петр, 2,21): «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его».

64. Далее, поскольку людям для спасения нужны не только праведные дела, позволяющие уклониться от согрешения, но также и знание истины, позволяющее избежать заблуждения; для восстановления человеческого рода было необходимо, чтобы единородное Слово Божие, восприняв человеческую природу, утверждало людей в достоверном познании истины. Ведь истине, которая преподается через людей, нельзя всецело и твердо верить, ибо человек может и обмануть, и быть обманутым; можно, без всякого сомнения, принимать лишь знание истины, утверждаемой Богом.

65. Таким образом, Сын Божий, ставший человеком, должен был предложить учение божественной истины людям, дабы показать им божественный, а не человеческий характер ее. И это Он продемонстрировал многими чудесами. Так как Он соделал вещи, которые только Бог может сотворить, такие как воскресение мертвых, прозрение слепых и т.д., люди должны были уверовать в то, что слова Его были от Бога: ведь Тот, Чьи дела были от Бога, вследствие этого должен был также и говорить от Бога.

66. Из людей те, кто присутствовал, могли видеть Его чудеса, но более поздние поколения людей могли бы сказать, что они выдуманы. Поэтому Божественная Мудрость обеспечила средство против этого через немощь Христову. Поскольку, если бы Он был богатым в мире, могущественным и утвержденным в высоком достоинстве, можно было бы посчитать, что Его учение и чудеса были восприняты людьми из-за человеческого благоговения или под нажимом власти. И потому, чтобы сила дел божьих стала очевидной, Он избрал все отверженное и немощное, что есть в мире, в виде самой простой матери, бедной жизни, необразованных учеников и проповедников, и позволил отвергнуть и осудить Себя даже до смерти сильными мира сего. В силу этого должно было явиться, что чудеса, и учение Его были приняты не человеческой силой, но Божией. Таким образом, в том, что Он совершил или что Он претерпел, одновременно были соединены человеческая немощь и божественное могущество. А именно, при рождении Он был обернут в рубище и положен в ясли, но в то же время Его восхвалили ангелы и Ему поклонились мудрецы, которым указала путь звезда. Его искушал диавол, но служили Ему ангелы. Он жил как нищий, будучи без денег, но воскрешал мертвых и давал зрение слепым. Он претерпел смерть на кресте, будучи причисленным к разбойникам, но с Его смертью солнце померкло, земля задрожала, камни раскололись, могилы раскрылись, и тела мертвых воскресли (Лк 23,45; Мф 27,51-52).

67. Если кто-то наблюдает следующие из таких начал плоды, а именно обращение многих народов мира ко Христу, и стремится в своей вере к более возвышенным пунктам, его нужно считать тверже камня, ибо по смерти Христа даже камни были расколоты. Поэтому апостол говорит (1Кор 1,18): «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия».

68. Здесь есть момент, на который следует обратить внимание. Согласно тому же плану провидения, по которому Сын Божий, ставший человеком, восхотел претерпевать страдания, Он восхотел также иметь таких учеников, поставленных Им служителями спасения людей, чтобы они были отверженными в мире. Поэтому Он избрал не образованных и благородных, но неграмотных и незнатных людей, бедных рыбаков. Посылая их служить для спасения людей, Он велел им соблюдать бедность, терпеть преследования и оскорбления, и даже [быть готовыми] подвергнуться смерти ради истины, так, чтобы их проповедь не казалась предназначенной для некоторой земной выгоды, и чтобы спасение мира приписывалось не мудрости и силе человека, но только мудрости и силе Бога. В силу этого они и не испытывали недостаток в силе Божией, творящей чудеса, хотя в глазах мира они выглядели отверженными. Итак, для восстановления [падшего] человека людям было необходимо учиться уповать не на себя, но на Бога. Поскольку совершенство человеческой праведности требует, чтобы человек всецело предал себя Богу, от Него ожидал бы все блага, и благодарил за дарованные ему. И чтобы научить Его учеников презирать наличные блага мира сего и переносить все напасти вплоть до смерти, не было лучшего пути для Христа, чем Его страдания и смерть. Поэтому, сам Он сказал им (Ин 15,20): «Если Меня гнали, будут гнать и вас».

69. Далее мы должны заметить, что в порядке человеческой праведности грех должен быть наказан. Мы наблюдаем, как случаи несправедливости разрешаются с людьми в судах, когда судья берет от того, кто слишком много захватил из принадлежащего другому и отдает это тому, кто имеет меньше. Всякий, кто грешит, лелеет сверх меры свое воление, и в удовлетворении его нарушает порядок, устанавливаемый разумом и божественным законом. Таким образом, для того, чтобы человек, был возвращен к состоянию, которое предписывает ему порядок праведности, нечто из того, что он хочет, должно быть изъято; что осуществляется наказанием его или через отъятие благ, которые он хотел бы иметь, или через наложение наносящего ему ущерба, которое он [в обычном для него состоянии] отказался бы переносить.

70. Это восстановление праведности через наказание иногда производится волей самого наказуемого, когда он для возвращения к справедливому положению дел сам налагает наказание на себя. Иногда же это происходит против его воли, и в этом случае он не возвращается к состоянию справедливости, но справедливость исполняется на нем.

71. Человеческий род в целом ввергнут в состояние греха. Чтобы вернуться в состояние праведности, должно было быть наказание, которое человек принял бы на себя самостоятельно, дабы исполнить порядок божественной справедливости. Но никакой обычный человек, принимая некоторое добровольное наказание, даже относительно его собственного греха, не говоря уже о грехе целого человеческого рода, не мог удовлетворить Бога достаточным образом. Поскольку, когда человек грешит, нарушается закон Божий и как таковой грех наносит Богу оскорбление бесконечной величины. Чем большее человек оскорбляет, тем большим является преступление; мы видим, например, что тот, кто ударяет солдата, наказывается больше чем тот, кто ударяет крестьянина, и намного более подлежит наказанию тот, кто ударяет короля или принца. Поэтому грех, перед лицом Бога, выступающий против Его закона, является так или иначе бесконечным преступлением.

72. И опять нужно заметить, что достоинство человека, делающего удовлетворение, также должно быть подвергнуто оценке. Например, одно слово короля, просящего за прощение некоторого преступления, считается больше, чем, если кто-то иной обнажается, падает на колени или демонстрирует какой-либо иной вид унижения, прося о прощении того, кто претерпел урон. Но никакой обычный человек не обладает бесконечным достоинством, с которым он мог бы надлежащим образом принести удовлетворение за преступление, совершенное против Бога. Поэтому должен был появиться человек бесконечного достоинства, который подвергнется наказанию за всех, чтобы надлежащим образом принести удовлетворение за грехи всего мира. Для этого единородный Сын Божий, истинный Бог и Сын Божий, воспринял человеческую природу и возжелал претерпеть смерть в ней, дабы удовлетворением очистить весь человеческий род от греха. Поэтому Петр говорит (1 Петр 3,18): «Христос умер однажды за грехи наши, праведный за неправедных, чтобы привести нас к Богу».

73. Следовательно, никоим образом не является подобающей точка зрения мусульман, что Бог очистил бы человека от греха без удовлетворения, или даже никогда не позволил бы человеку впасть в грех. Во-первых, это противоречит порядку справедливости, и, во-вторых – порядку человеческой природы, по которой человек обладает свободой произволения и может выбирать из добра и зла. Провидение Бога не разрушает природу и порядок вещей, но сохраняет их. Таким образом, в высшей степени мудрость Бога была явлена в сохранении порядка справедливости и природы, и в то же время милосердном осуществлении человеческого спасения через посредство воплощения и смерти Его Сына.

продолжение


No Comment

Отправить комментарий