В чем заключается значение того, что «верующий получает Тело Христа»

8/28/2017, No Comment

Из трактата св. Фомы Аквинского, De rationibus fidei (Об обоснованиях веры), Глава 8.

74. Так как люди очищаются от греха через страдание и смерть Христа, то, дабы постоянно сохранять в нас память о таком ни с чем не сравнимом даре, Сын Божий когда время его страстей приблизилось, оставил верующим в Него знак Его страдания и смерти, который будет постоянно возвращаться, сообщаясь его ученикам, а именно Свое собственное Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Церковь Христова продолжает это праздновать во всем мире вплоть до настоящего времени в память Его достойных почитания страданий.

75. И всякий, даже немного разбирающийся в христианской религии, может наблюдать необоснованность высмеивания неверующими причащения [Тела и Крови]. Ибо мы не говорим, что Тело Христа растрачено в частях и разделено для принятия верующими в Причастии, так, что Оно должно было бы закончиться, даже если бы Его тело было столь же большим как гора, как они говорят. Но мы говорим, что превращением хлеба в Тело Христа самое Тело Христа существует в этом Таинстве Церкви и съедается верующими. Поскольку Тело Христа нераздельно, и нечто превращается в Него, нет никакой надобности, чтобы при поедании его верующими его величина уменьшалась.

76. Но если неверующий захочет сказать, что это превращение невозможно, пусть он вспомнит, коль скоро он это исповедует, про всемогущество Божие. А также, что силой природы одна вещь может быть преобразована в другую, принимая другую форму. Так воздух преобразуется в огонь, когда материя, которая прежде была в форме воздуха, позже становится подчиненной форме огня. Намного больше потому сила всемогущего Бога, который приводит целокупную субстанцию вещи в существование, может не только изменить форму чего-то, как это делает и природа, но также и преобразовывать одну вещь как таковую в другую как таковую, так, чтобы хлеб был преобразован в Тело Христа и вино в Его кровь.

77. А если же кто-то будет возражать против такого преобразования, ссылаясь на ощущения, которое не фиксирует никакого изменения в Дарах, то следует напомнить, что божественное предлагается нам под завесой видимых вещей. Так происходит для того, чтобы можно было обрести духовное и божественное насыщение Телом и Кровью Христа, принимая их как обычную еду и питье. Они преподносятся нам под видом хлеба и вина, но не под видом собственно плоти и крови, дабы избавить нас от ужаса, связанного с поеданием человеческой плоти и питьем человеческой крови. Однако, мы не говорим, что формы, которые явлены в Дарах, имеются только в воображении зрителя, как случается в уловках фокусников, ибо никакой обман не приличествует этим Дарам. Но Бог, который является творцом субстанции и акциденций, может сохранить бытие чувственно воспринимаемых акциденций, даже когда подлежащее им превращено во что - то иное. Так же, как Он может своим всемогуществом произвести и сохранить в бытии действия вторичных причин без самих вторичных причин.

78. Но если кто-то не признает всемогущество Божие, мы не будем пытаться спорить с ним в этой работе. Здесь мы приводим доводы против мусульман и прочих, кто допускает всемогущество Божие.

79. Есть и еще тайны в этих Дарах, которые не должно обсуждать здесь, поскольку священное, относящееся к вере, не должно выставляться перед неверующими.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий