Три света, свет познания добра и зла

8/31/2017, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о истине, XCVIII.

Тогда вековечный Бог, радуясь жажде и голоду той души, чистотой её сердца и жаждой, с которой она просила Его о возможности служения Ему, обратил на неё взгляд своей милости и своего милосердия, и сказал:

О милейшая, о сладчайшая дочерь и невеста моя, вознесись превыше себя и открой око своего разума, а также ухо твоей жажды, чтобы размышляя о моей бесконечной благости и несказанной любви, которую Я питаю к тебе и другим своим слугам; ибо, если ты не узришь, не сможешь услышать. Ибо душа, которая не видит оком разума предмет моей истины, не может ни слышать, ни познавать мою истину. Поэтому Я хочу, чтобы для лучшего познания ты вознеслась превыше ощущений своих чувств. А Я, радуясь твоей просьбе, удовлетворю твою жажду. Не то, чтобы моя радость могла возрасти, ибо Я – Тот, который есть и который дает вам возрастание, но которого ничто ваше не может увеличить. Но Я радуюсь собственной радостью о моем творении.

Тогда та душа, услышав, вознеслась превыше себя, чтобы лучше познать истину того, о чем просила. И вековечный Бог сказал ей:

Чтобы ты лучше могла постичь то, что Я тебе скажу, начну с трех светов, которые исходят из Меня – истинного Света.

Первый – это общий свет, освещающий всё, что пребывает в обычной любви. Я уже говорил тебе об этом там и тут, но повторю то, что сказал, чтобы твой слабый разум лучше понял то, что ты хочешь знать. Два другие светы – для тех, кто оставил мир, чтобы стремиться к совершенству. В этом вопросе Я подробно объясню тебе то, что ты просишь и чего Я коснулся только в общих чертах.

Из того, что Я тебе сказал, ты знаешь, что без света разума никто не может найти путь истины. Этот свет разума вы получаете от Меня, истинного Света, посредством ока разума, а также посредством света веры, который Я дал вам на святом крещении, если вы не лишились его вашими прегрешениями. На крещении, силою крови моего Единородного Сына, вы получаете форму веры, и эта вера упражняется и порождает дела в соединении со светом разума. Разум освещается этим светом веры, которая дает вам жизнь и ведет вас на путь истины. В этом свете вы приходите ко Мне, истинному Свету; без него вы бы погибли во тьме (ср. Ин 12,35-36).

Два освещения, происходящие от этого света необходимы вам; и даже к этим двум Я присовокуплю третье.

Первое должно вам показать тленность вещей мира сего, которые пролетают как ветер. Но вы не можете хорошо этого понять, если сначала не осознаете собственную бренность и то, как сильно вы склонны, благодаря греховному закону связанными с вашими членами, восставать против Меня, вашего Творца. Не то чтобы этот закон принуждал кого-либо совершать даже наименьший грех, если не хочет; тем не менее, этот закон восстает против духа. Я вам не дал этот закон, чтобы творение наделенное разумом было побеждено, а для того чтобы укреплять и испытывать добродетель души, ибо добродетель испытывается только благодаря её противоположности. Чувственность противна духу и благодаря этой чувственности душа испытывает любовь, которую питает ко Мне, своему Творцу. Когда испытывает? Когда восстает против неё с ненавистью и презрением.

Я дал вам этот закон, чтобы сохранить душу в истинном смирении. Создавая душу по своему образу и подобию, вознося её к столь высокому достоинству, украшая её столь огромной красой, Я одновременно соединил её с самой низменной, какая только может быть, вещью, дав ей этот греховный закон, связывая её с телом, созданным из земной грязи, чтобы видя свою красу, она не возносила горделиво голову против Меня. В том, кто имеет свет, бренность тела смиряет душу; она не имеет повода для гордыни, скорее для истинного и совершенного смирения. Ибо закон этот, не смотря на всю свою непокорность, не может принудить ни к одному греху, а является для вас средством познания себя и непостоянства мира.

Именно это должно узреть око разума в свете пресвятой веры, которая является, как Я тебе сказал, зеницей ока. Свет этот вообще необходим каждому творению наделенному разумом, в какое бы положение оно не было бы помещено, чтобы участвовать в жизни благодати и в плоде крови непорочного Агнца. Это свет обычный, который все без исключения должна иметь. Если бы кто его не имел, находился бы в состоянии осуждения. Почему нельзя иметь благодать, будучи лишенным этого света? Потому что кто не имеет этот свет, не познает ни зло, которое присутствует в грехе, ни то, что является его причиной и поэтому не может избегать и ненавидеть эту причину. Не знает он также добра и причины добра, то есть добродетели и не может ни любить Меня, являющегося самим благом, ни добродетели, которую Я вам дал как инструмент и средство обретения моей благодати и Меня самого, истинного блага.

Видишь, как сильно нужен вам этот свет. Ваши грехи заключаются только в любви того, что Я ненавижу, и в ненависти того, что Я люблю. Я люблю добродетель и ненавижу преступление. Кто любит преступление и ненавидит добродетель, оскорбляет Меня и лишается моей благодати. Он поступает как слепец. Не зная причин преступления, то есть чувственного себялюбия, не питает ненависти к себе; не осознает также преступления и зла, которые из этого следуют. Он также не знает ни добродетели, ни Меня, который может дать ему добродетель, давая ему жизнь, ни достоинства, в котором пребывает, ни благодати, которую может получить благодаря добродетели.

Видишь, что ослепление является причиной его несчастья. Поэтому необходимо иметь этот свет, как Я сказал тебе.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение


No Comment

Отправить комментарий