Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой, — и польются ароматы его! (Песнь 4,16).
Эти слова читаем в Книге любви.
Святое Христианство так воспевает некую грешницу, а скорее некую Божью возлюбленную: Flavit auster et fugavit aquilonem, quando lavit cor Mariæ pœnitentis imber spiratus sancti, etc*
Согласно с тем, что пишут учителя, изучившие природу, под небом есть четыре ветра, веющие в противоположных направлениях, и каждый из них имеет двоих друзей, так что вместе веют двенадцать ветров, при помощи которых Господь природы обновляет землю.
Один из них зовется aquilo; он – более чем другие сильный, холодный и сухой, приносит снег и покрывает им землю. Противоположный ему зовется auster. Он горячий и влажный, приносит прекрасный лугам теплый дождь. Это он делает так, что расцветают луга, зеленеют посевы, земля приносит урожай; это он красиво одевает цветами поля, листвою лес, луга наполняет сладостным ароматом, и всей земле приносит радость и веселье.
Ах, мое дитя, сейчас ты поймешь, к чему подводит мое сердце. Я думаю о нежном, небесном ветре благодати Святого Духа, который прибывает из середины неба и пронизывает холодное, грешное, сокрушенное сердце. О, сердца любящие и сокрушенные, если вы когда-либо ощутили дуновение этого ветра с неба, можете ныне внимательно выслушать мои слова. Он сокрушает железные оковы, топит холодный лед грехов и преступлений, обновляет душу, возвращает ей красу, блеск и нежное изящество. А кто прежде, на холодном ветру, источал зловоние гнили, ныне – как пантера – распространяет вокруг сладостное благоухание**.
С милейшей кающейся, которая по вине своей грешной жизни утратила собственное имя, именно это и случилось, когда она стояла на коленях перед самыми дорогими, самыми нежными, из всех иных выбранными стопами непостижимой Премудрости и – вся пронизанная веянием этого нежного ветра – орошала Его Божественные стопы сердечными слезами. Она пролила благородное миро, которое весь дом наполнило милым ароматом (Лк 7,38-38).
Ах, сокрушение, сколь же ты благородно. Блажен, кого до глубины пронзит по-настоящему искреннее покаяние! Он получает полное прощение своих грехов, даже если бы они были столь множественны, как крупицы песка у моря, а последняя грешница становится особенной возлюбленной.
Хочешь познать истинную кающуюся? – Вот какой она должна быть: Она должна внутри себя чувствовать боль, превышающую все другие, потому что некогда она ранила сладостное Сердце. Это подтверждают огромные, горячие, проливающиеся из очей слезы, глубокие, сердечные вздохи, печальные взгляды в небо, огненный румянец горького стыда, бледное лицо, распухшие очи, презрение внешних украшений, болезненные обвинения себя пред Возлюбленным, выкрученные руки, удары в грудь и – в этой горькой боли сердца – забвение себя.
Она должна также возлагать полное упование на Бога, верить, что Он – наилучший Господь, который может и хочет отпустить ей все грехи. Что Он может всё это сделать, мы прекрасно знаем, что хочет – сказал об этом Тот, кто является Истиной: Nolo mortem peccatoris***.
В одном она только еще нуждается: в постоянной, непоколебимой воле избегать не только самих грехов, но также все более их причин. Она не должна сомневаться как Ева, которая говорила: «быть может», она не должна быть мягкой и непостоянной, по примеру тех, кто хоть и демонстрируют постоянство, но только до первого удобного случая.
Увы, о Боже, много есть грешников, и так мало искренне кающихся! Вот как должны вести себя по отношению к искушениям даже наименьшего греха: если бы их отец, мать и все друзья стали пред лицом смерти, если бы уже прикладывали к их горлу обнаженный меч, а они только одним грехом могли бы спасти друзей от смерти – не должны тогда делать ничего заслуживающего Божий гнев. Святой Фома говорит: Если бы человек мог даже избавить все души из чистилища и всех грешников склонить к благой жизни ценой одного только греха, не должен он этого допустить****.
Как ты думаешь, где лежит причина того, что так много сейчас начинающих, а мало тех, кто выдерживает? Увы, гвоздь не был хорошо вбит, ни в чем не закрепился. Уни имеют каплю сокрушения, то есть хотят быть добрыми, но так долго, пока им это не начинает причинять недовольство. Не так написано, ибо читаем: Neque mors, neque vita, neque creatura alia, etc*****. Господи, я сожалею ныне о своем грехе и огромной он меня наполняет болью, поэтому я принял в моей жизни несокрушимое решение, что никогда не отлучит меня от Тебя ни радость, ни страдания, ни жизнь, ни смерть. Такова моя воля, таково мое решение.
Воистину, Боже, сколь много может такое горячее воодушевление! Тогда все становится возможным, ничто для человека не является тягостным или недоступным. А что самое важное, это является следствием не принуждения, а детской, сердечной любви – любви доброго ребенка, сожалеющего, что он некогда обидел своего верного Отца.
* «Повеял ветер с юга и прогнал ветер северный, когда дождь Святого Духа омыл сердце кающейся Марии» - антифон из доминиканского бревиария на день св. Марии Магдалины.
** Символика четырех сторон света и соответствующих им ветров в Средневековье была широко известной. Найти ее можно также у св. Григория Великого, Бруно Сен-Викторского и Конрада фон Мегенберга. О символике пантеры см. письмо 7.
*** Не хочу смерти грешника (Иез 33,11).
**** S.Th.2-2, qu. 110, a. 3 ad 4.
***** Ни смерть, ни жизнь (…) ни другая какая тварь… (Рим 8,38-39).
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий