In exitu Israel de Egypto…

5/22/2017, No Comment

Из книги Писем блаженного Генриха Сузо, Письмо 16.

Когда Израиль выходил из Египта (Пс 114,1)

Читаем: Когда Господь вел люд свой, Израиль, из Египта в Землю обетованную, прежде, нежели они достигли цели, Он вел их около сорока лет через пустыню. Он поступил так для того, чтобы испытать их и чтобы они ясно узрели то, что носили в сердце, прежде всего, однако, для того, чтобы с каждым днем они все больше забывали о старой стране и тосковали о новой. И хотя Он мог все это совершить в один момент, не хотел так поступать, ибо как говорит св. Дионисий, Господь природы дает всякой вещи соответственно с её способностью принимать*. Мы видим это ежедневно у тех, которых Господь вывел, а потом – прежде чем приведет их к наивысшему совершенству – часто оставляет на долгое время в притеснении.

Воистину, ты должна знать только это: Бог не поступает скоропалительно ни в натуральных, ни в сверхъестественных своих делах. Пишу это тебе для того, чтоб ты ничего не делала с поспешностью. Св. Григорий говорит, что Бог иногда придерживает свой дар, чтобы таким образом еще сильнее возбудить в человеке жажду; если же такое промедление её гасит, это означает, что она не была искренней**. Чем чище дно сосуда, тем чище будет то, что в него вливают.

Дитя мое, я часто призывал тебя к этому, и, как мне кажется, речь здесь идет о наилучшем из того, что я знаю: во всем побуждай себя любить Бога. Присмотрись хорошенько, и убедишься, что даже наименьшее творение может оказаться ступенью, приближающей тебя к Богу. Видишь, Он столь сердечен, столь лаг, что только на Него можешь возложить свое упование. Ибо любая другая любовь начинается с радости, а заканчивается страданием – эта же сладчайшая любовь начинается иногда страданием, но становится все более милее и всегда достойна вожделения, пока, наконец любящий не соединится навеки с тем, что любит.

Дорогое дитя, как же жалки те неразумные, которым сниться, что они едят и пьют, а когда откроют очи, находят пустую ладонь, душу же изголодавшуюся и исполненную сожаления. О, как следовало бы оплакивать тех, кто правильным считают то, что стало привычкой, правильное же – почетным! Дитя мое, пусть останется это между нами: оставь это лицемерие! Разве это не так? Ведь это так; такие сны с трудом бы пришли душе, которую приводит в смятение даже кратчайшая минута без Бога. Поэтому не отдаляйся от Него ни на мгновение. Я бы предпочел видеть тебя на смертном одре, чем отвернувшейся от Бога. Дитя мое, если бы случилось так, это было бы весьма прискорбно. Трудно порвать с натуральными склонностями и старыми привычками; увы, прежде чем от них отойдешь, они сами от нас отходят. Пишу это тебе затем, чтобы ты училась на чужих ошибках.

Но оставим это тем, кто попал в ловушку, а мы снова обратим очи к милейшей Любви и любящим сердцем будем часто в Неё всматриваться. Смотри, как приятно, как сладостно и неописуемо благо любить. Спрашиваю вас, все сердца: почему мы не любим милейшую Любовь, ту, которая прочь отбрасывает всяческие страдания, освобождает сердца, дает радость? Кто ощутил ледяную изморозь, кто хотя бы раз испытал Твою любовь, о сладостная майская роса, тот знает с каким достоинством должен её беречь. О, как же счастлива и блаженна душа, которую Ты, дражайший Господи, избрал, для того, чтобы с нею и в ней почить. Какой же мир сердца она обретает на земле, какую славу при дворе небесного Царя и вечную славу – согласно словам св. Павла: Gloria et honor, pax omni operanti bonum!***

* Псевдо-Дионисий, De divinis nominibus, I,2.

** Moralia XXVI, 19; PL, t. 76, col. 368n.

*** «Слава, честь и мир каждому, кто делает добро» (Рим 2,10).

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение


No Comment

Отправить комментарий