После того св. Доминик, стоя перед алтарем в Зале Капитула, устремлял взор свой на Распятие, не отрывая глаз от Христа на кресте и вновь и вновь преклоняя колени – может быть, сотню раз подряд; порой он даже проводил все время после Комплетория и до середины ночи, склоняя колена, поднимаясь и вновь коленопреклоняясь, подобно апостолу Иакову*, или евангельскому прокаженному, который, падая перед Господом на колени, сказал: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить» (Мк 1,40), или же подобно Стефану, когда тот, преклонив колени, воскликнул громким голосом: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян 7,60). И великая вера возрастала в нашем святом отце Доминике, вера в милосердие Божие к нему самому и ко всем грешникам, вера, что Господь защитит новициев, которых Доминик обычно рассылал по всей стране на проповедь ради спасения душ. И порой он не сдерживал своего голоса, так что братья слышали, как он восклицает: «К тебе, Господи, взываю! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу» (Пс 27:1), и другие подобные слова из Священного Писания.
Временами, однако же, он говорил про себя, и голоса его никто не слышал. Он мог в безмолвии стоять на коленях, с восхищенным в восторге разумом, и так порою оставался весьма надолго. Порою казалось по одному его виду, что духом своим он вознесся на небеса, и тогда он мог внезапно засиять от радости, утирая обильные слезы, струившиеся по его лицу. В такие минуты казалось, что великие чаяния его сбылись – так жаждущий приходит к источнику воды или странник, наконец, достигает родины. Тогда он делался еще настойчивей и упорней, и движения его выдавали великую уверенность и духовное стремление, когда он вставал и снова опускался на колени.
Святой Доминик так привык к подобным коленопреклонениям, что во время своих странствий, будь он где-либо на ночлеге после трудного пути или даже на самой дороге, в то время как спутники его отдыхали или спали, он возвращался к преклонению колен, как к своему особому искусству и личному служению. Этому образу молитвы Доминик учил скорее собственным примером, нежели словами.
* Апостол Иаков Младший прославился своими коленопреклонениями, которых совершал так много, что колени у него сделались будто верблюжьи (Евсевий, «История Церкви», II, 23).
Перевод: Антон А. Дубинин ОПс.
Отправить комментарий