Regnum mundi et omnem ornatum saeculi contempsi propter amorem domini mei Jesu Christi

10/03/2016, No Comment

Из книги Писем блаженного Генриха Сузо, Письмо 2.

Царство мира сего и всю красу земную с презрением отвергнул ради любви к моему Господу, Иисусу Христу (Текст из литургии посвящения дев, согласно Pontificale Romanum).

Когда я увидела этот радостный хоровод, когда услышала, как обо мне поет этот радостный гимн воспевающий переход девы, избранной невесты Бога, от обманчивого мира к жизни небесной, тогда я подумала: С радостью может оставить то, что любил, тот, кто обрел большую любовь. И именно это стало ныне воистину моею участью. Прощай же, обманчивый мир!*

Присмотритесь к игре этого мира, все любящие! Я заключал в объятья тень, обручился со сновидениями, моею участью были иллюзии. Ах, куда же ныне подевался этот обманчивый образ, где обещания сновидений? Даже если бы я владел тобою тысячу лет, о мир, что бы случилось с тобою? Ты бы пролетел как одно мгновение! Твоя природа – преходящая. Мне казалось, что я держу тебя в руках, а ты так неожиданно выскользнул. Кто не оставит тебя, того ты сам оставишь. Кто не расстанется с тобою добровольно, тому ты воздашь горьким расставанием. Ах ты, убийца!

Прощай же, прощай,

Пусть Бог смилосердится над тобою, ныне и навсегда!

Обманывай тех, кто тебя не знает,

Ибо меня уже никогда не обманешь

Regnum mundi…

Дитя мое в Боге всемогущем, послушай, что еще тебе скажу. Никогда не забывай о том, что после глубокого, сердечного размышления ты все оставила: друзей, почет и сбережения; поэтому твердо пребывай в своем решении!

Не поступай так, как некоторые неразумные девы, подобные замкнутым в зверинце диким животным. Когда за ними замкнут врата, они выглядывают из-за ограды. Одна половина внутри, другая снаружи – о, какой же огромный труд пропадает по причине безделиц! Служение Богу для них – тюрьма, монашеское послушание – пытки. Не имея возможности съесть яблоко, жадно насыщаются его запахом. Вместо венца из роз, покрывают голову пёстрым тюрбаном, не имея алой ризы, натягивают на себя белое вретище, а вместо любовного обручения, выбирают мимолетную дружбу, которая отнимает время, сеет пустоту в сердце и уничтожает всю духовную жизнь. То, что им запретили делать, они восполняют словами, а то, чего нельзя сделать по настоящему, совершают в мыслях. Сгорают в пожирающих их желаниях, теряются в иллюзиях, которые подсовывает им воображение – прямо как жаждущий, которому снится вода. Исчезает то, зачем они гонялись по кругу, они же остаются с пустыми руками и печальным сердцем.

Они ведут себя как тот отец в пустыне, который мечтал о длинном плаще, а когда не мог его достать, набросил на себя длинный, волочащийся по земле коврик и часто оглядывался, хорошо ли ему в нем. Однажды на него присел сатана и так его злословил: «Бедняга, если бы ты мог, сделал бы еще больше».

О Боже небес, разве это не несчастная жизнь, разве это не предвкушение ада? – Не иметь возможности владеть миром, и, не смотря на это, быть лишенным духовных радостей; проигрывать на обе стороны: с Богом и с миром. Каким же позором покрытые станут таковые на том свете перед своими друзьями и перед всем миром! Какое же сожаление будет их рвать на части, при мысли, что из-за безделиц они утратили столь огромное, бесконечное Благо!

Служить же Богу охотно, радостно и чистым сердцем – о, дитя мое, что за восхитительная жизнь! Что за радость, всем сердцем охватывать это чудесное, милейшее Благо! Знай, что если бы даже не было никакой награды на том свете, уже одного этого бы хватило. Смотри, они ходят по земле, а живут в небе!

О чистота, как же ты прекрасна! Только одному Богу служить, ради Него только жить – какая же это свобода! Ах, Господи всемилостивый, Премудрость превыше всего возлюбленная! Отказаться от одной любви ради другой – как же это чудесно! Служить тебе охотно, какое же это сладостное ярмо, какое же легкое бремя!

Господи, говорят, что Ты посылаешь страдания. Привет страдание, радостное страдание, привет! Оно дает мне Твою любовь, оно меня может с Тобою соединить! Господи, мой ты милый Жених! Одно только духовное объятие чистого сердца, в котором любящая душа в одно мгновение тысячу раз Тебя обнимает, с лихвой вознаграждает все страдания.

Господи, а кто, в этом мире не подвержен страданиям? Никто, воистину. Даже выше всех расположенные замки, наибольшие города, багровые плащи и узорчатые платья не в состоянии от них уберечься.

Имей в виду, плохо видишь! Ибо то, что светится – обращено наружу, а то, что болит – вовнутрь. Поэтому, всеблагой Господи, разве человек не должен немного пострадать, чтобы мочь обрести Тебя и прийти к этой прекрасной, изумительной жизни? Если бы у кого-нибудь распух палец, он должен страдать, пока гной у него не выйдет. Господи, отрывание от вещей сначала причиняет боль, с течением времени она переносится все легче, пока, наконец – о, Боже! Становится радостью превышающей все временное.

Старайся внимательно, дитя мое, следовать обычаям твоего ордена, а прежде всего вовремя приходить в хор, сохранять там сосредоточенность, уважение и благочестие, а также покидать его часто и спешно. Прикуй сама себя к скамье и выдержи до конца, особенно на святой Мессе – с той самой любовью, с какой Христос вытерпел до конца на кресте. Если ты больна, делай в том, что касается пения и рецитации все то, что весь конвент – таким образом, ты отчитаешь свои часы вместе с другими и тем свободнее будешь позже. Не читай также других долгих молитв, которые бы могли помешать тебе в пении.

Во-вторых, воздерживайся, дорогое дитя, от вспышек гнева, чтобы ты не поддалась рефлексу злости по отношению к другой сестре и не утратила контроля над собой. Ибо сколько раз ты сдержишь возмущенную волю, столько раз Бог даст тебе особенный венец. А отказ от мести, тогда, когда ты могла бы ее совершить, равна пожертвованию сто марок. Обуздай злость, позволь ей замереть в тебе, и тогда это станет легким.

В-третьих, сохраняй спокойствие; духовную особу это украшает точно также как огромный рубин – золотая оправа. Некоторые так возбуждены, что ни на минуту не могут остановиться, и бегают по монастырю, наполняя его замешательством и шумом, до той степени, что их чаще слышат, чем видят. Человеку, посвященному Богу приличествует владение собой во всех отношениях и тихая речь.

В-четвертых, вставь в свои открытые уста замок, так чтобы он приобрел привычку не открывать эти врата, если этого не требует необходимость или веская причина – и только тогда с разрешения кого-либо благого, которого ты должна установить стражем своего сердца. Не говори, разве что тебе кажется, что он позволил бы тебе это, если бы присутствовал, и тогда говорит так, как если бы он действительно находился рядом с тобой.

В-пятых, не бегай к какой-либо сестре в поисках развлечения и исключительно ее общества. Милой и доверительной будь по отношению ко всем тем, кто может сделать тебя лучшей и сами также жаждут вести жизнь посвященную Богу. Две поры дня пусть будут для тебя дороже других: после утренней – время, которое ты проведешь подольше с Богом на особенной молитве, размышляя при этом и делая постановления, как ты хочешь прожить весь день согласно с волей Божией и своей духовной пользой; и после комплеты – чтобы исследовать, как в течение дня ты во всем себя вела. Прославляй Бога за добро, сожалей за упущения и грехи, имей также добрую волю исправиться. А если не все удалось, не унывай из-за этого и никогда не сдавайся. Это правда, что не можешь достичь самой вершины, тем не менее, ты находишься на пути к вечной радости.

Есть две полезные вещи, которые и ты должна себе усвоить: часто размышляй о Страстях Христовых, а когда ходишь в клуатре ничем не занятая или сидишь над своей работой, говори так: «Возлюбленный мой Господи, что Ты сейчас делаешь? Где Ты в этот час? Приди ко мне, наилучший Господи, приди и останься со мной, составь мне компанию и никогда от меня не отдаляйся. Во-вторых, особенно возлюби Марию, нашу нежнейшую Матерь и небесную Царицу, читай, как следует утреннюю и другие части Ее Часов. Воистину, сделай Ее во всем своей особенной Матерью, и никогда не приключится с тобой ничего плохого. Читай 15 Salve Regina, в следующих намерениях: первые пять – ради любви к Ее пяти чувствам, при помощи которых ревностно, с любовью и достоинством Она служила своему Дитяти, нежными очами и чистыми устами, как никогда Ему не служило чистейшее, чем Она творение. Проси Ее также о прощение всего того, чем ты Его прогневила при посредничестве своих пяти чувств. Следующие пять посвяти исключительно Ее страданиям, а особенно тем, наиболее тяжким, которые Она испытала из-за своего Дитя: первое Salve – в честь первого часа Ее глубокой скорби, второе – той минуты, когда Она смотрела на то, как Его подло увели, третье – вида Сына под крестом обнаженного и прибитого гвоздями, четвертое – снятия с креста и положения Его мертвого на Ее руки, пятое – Ее скорбного пути обратно, после расставания с опущенным в могилу Дитятею. Остальные Salve прочитай в честь Ее пяти неописуемых радостей: первая – в момент благовещенья возвышенного известия, вторая – от рождения небесного Императора, третья – от радостного явления Ей Иисуса после воскресения, четвертая – при виде Его радостного вступления в небо, пятая – в момент принятия Ее с телом и душою в небесную радость.

* Первые предложения этого письма Сузо влагает в уста монахине, приносящей обеты.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий