Волк будет жить вместе с ягненком
Пока природа была послушна своему натуральному течению, каждое животное вело себя соответствующим, особым способом. Но в тот момент, когда на землю сошел ее Господь – Он, Бог дивный, постановил свершить новые чудеса, и как говорит Исаия, приручил то, что было диким, покорным сделал жестокое. Говорит также, что волк будет жить с овечкой, медведь будет пастись вместе с теленком, лев буде есть траву как вол, а его пастырем будет ребенок (Ис 11,6-7).
Послушайте же о новых чудесах, которые свершаются сегодня и каждый день в душе, к которой приходит дорогое Дитя: волк в человеческом теле превращается в олицетворение нежности, сварливый – в тихого человека, насильник – в самую сладость, гордое – в смиренное, несдержанное – в вежливое. Если возвышенное Божество столь сильно унизило себя, ставши Дитем, кто же осмелится надмеваться?
Ах, дорогое дитя, некогда в писаниях я читал слова, которые только теперь начинаю понимать, а именно: любовь неподобное делает подобным*. Ибо заставляет забыть о себе и – насколько это возможно – устраняет различия, и несет в себе простое единство. Поэтому богиню Венеру представляют на образах слепою; ибо глядя очами любви, она из крестьянки делает императрицу, а из императрицы – крестьянку. Ах, смотрите все, сколь велико это чудо! Если может это сделать бедная Венера, что же может совершить милейшая Любовь возлюбленной Вековечной Премудрости? Упоение этой любовью в тех, кого она выбрала, в сор превратило всяческое величие, благородное происхождение, чувственность, друзей и богатство. Те, кто в Риме были князьями, стали убогими слугами друзей Бога**, потому что стали подобными этой нежной Любви, малому Дитяти? Когда же любовь ослепила кого-либо более, чем это Дитя? Может ли кто-либо другой из любви оставить больше, чем Он?, - воистину никто! Поэтому, дитя мое, встань сегодня и отбрось свое величие и скрытую гордыню, истекающую из того, что ты владеешь земным благородством и имеешь могущественных друзей, которые до сих пор были только сверху прикрыты монашеским одеянием, и склонись над твоей Любовью в яслях. Взгляни на Вековечную Премудрость, тихую и погруженную в глубокое молчание! Она не может говорить. Тот, кто жил на небесах, лежит в хлеву. С животными положен тот, кто пребывал с ангелами. Поэтому говори: Любовь моего сердца, дорогой Иисусе, ныне я склоняюсь над Тобою в Твоем унижении, чтобы Ты привел меня к вековечному достоинству.
Дети мои, будьте послушны вашему верному отцу, необходимость превращайте в добродетель и ради вековечной, бесконечной славы, всем сердцем отбросьте временную.
Qui parce seminat, parce et metet – кто скупо сеет, скупо и пожнет (2Кор 9,6), кто же много засевает, много и соберет. Поступайте же согласно с вашей правильно понимаемой пользой и, падая к стопам всех сестер, не только в желании быть им подобными, но чтобы служить тряпкой для вытирания ног***; таковому, чтобы ни сделали, он не разгневается, ведь он – всего лишь тряпка! Вот корень, вот основа всего вашего счастья. Из этого источника рождаются кротость и смирение, не только по отношению к настоятелям, но и по отношению к самым смиренным сестрам с кухни. Ибо правильно то, что каждый, как наивысший, так и нижайший, ходил по тряпке.
Молчание, выслушивание немилых слов, отказ от мести как словом, так и действием – все это болезненно в этот момент; сначала, пока человек не приобретет навык, такие обиды ранет глубже, чем меч. Это труднее, чем все власяницы, угнетают больше, чем железные вериги, когда человек благородного происхождения должен смолкнуть перед недостойным, стоять тихо, как немой и не искать отмщения.
Ах, какое же это все-таки счастье для такового, что он родился! Ибо он входит в глубокие Божьи раны, соединяется с Божьим сердцем, становится равным совершеннейшему – милым Богу и миру, отдаляет все свои грехи. Такой человек сломил в себе гнев и волю отмщения, поэтому также Бог исполняет все его желания и полностью отрекается от отмщения по отношению к нему, хоть бы он совершил сто тысяч смертных грехов.
Вот видишь теперь, дитя мое, как благодаря этому возрастает твое благо и награда? Поэтому стисни зубы и работай над тем твердо и без передышки. Болит? – Переноси это терпеливо! Еще немного и станет лучше. Самое важное, чтобы человек сохранял молчание, сомкнул уста и никогда их не открывал – разве что имеет при себе трех советников града Божьего: истинную кротость, смирение и явные требования Божьей славы или исправления человека.
Ах, дитя мое! Смотри, я не требую от тебя никаких суровых упражнений, а прижимаю тебя с нежностью к сердцу Твоего Возлюбленного. Ешь, пей и спи, столько, сколько требуется, с позволения употребляй все, что требует твоя слабость. Хочешь стать совершенной? – упражняйся в этом и вскоре станешь. Аминь.
* Согласно латинской сентенции: Amicitia aut pares invenit aut iacit.
** Аллюзия к популярной в средневековье легенде о святых Алексии и Евстахии.
*** См. далее, Письмо 12.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий