Третья и четвертая ступень: совершенство

9/15/2016, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о мосте, LХХVІII.

Открою тебе сейчас, какую сладость вкушает душа во Мне, пребывая еще в смертном теле. Дойдя до третьего состояния, обретает в этом состоянии, как Я сказал тебе, состояние четвертое, которое не отделено от третьего, но столь слитно с ним соединено, что от него неотделимо, подобно как любовь ко Мне не может существовать без любви к ближнему. Это плод, рожденный третьим состоянием совершенного соединения души со Мною, где она обретает мою Силу. С этих пор она уже не страдает терпеливо, но жаждет беспокойно* переносить страдания и муки во славу и хвалу имени моего.

Тогда гордится она презрениями Единородного Сына моего, как изрек это славный мой певец, Павел: Горжусь бесчестиями и муками Христа распятого (ср. 2Кор 12,9-10), и в другом месте: Раны Христа распятого ношу в теле своем (Гал 6,17). Так и те, кто пылают любовью ко Мне и жаждут спасения душ, бегут к столу пресвятого креста. Они хотят только страдать и переносить тысячи мучений, служить ближнему и блюсти добродетели, нося на теле своем стигмы Христа. Ибо мучительная любовь, которая их сжигает, прожигает тело, открывается в пренебрежении собой, радостью в унижениях, в перенесении мук и страданий, откуда бы они ни пришли, и каким бы образом Я бы им их не ниспослал.

Для этих милейших сынов мука является наслаждением. Настоящим же мучением являются радости и удовольствия, которые мир иногда хочет им дать. Они огорчаются вниманием, которые мир оказывает им по моему позволению, когда моя благость заставляет слуг мира воздавать им честь и оказывать помощь в потребностях и временных необходимостях, но они пренебрегают даже, ради смирения и ненависти к себе самим, духовным утешением, которое получают от Меня, вековечного Отца. Не пренебрегают в утешении даром благодати моей, а удовольствием, которое обретает в утешении жажда души.

Это – следствие настоящего смирения, которое истекает из святой ненависти и является стражем и кормильцем любви, добытой истинным познанием себя и Меня. Видишь таким образом, что смирение и стигмы Христа распятого сверкают в их плоти и духе.

Они чувствуют, что Я не разделюсь с ними никогда, как с другими, от которых отхожу и к которым возвращаюсь, не отнимая у них своей благодати, а только ощущение моего присутствия. Так Я не поступаю с теми, кто наиболее совершенен, которые пришли к вековечному совершенству и полностью умерли для любого своеволия. Я почиваю в них постоянно благодаря моей благодати и ощущению моего присутствия. Сколько бы они не хотели соединить сой дух со Мной в любви, могут это делать, ибо их жажда пришла к такому соединению со Мной в любви, что ничто на свете не может его отделить. Любое место, любое время хорошо для них для молитвы, ибо их жизнь вознеслась превыше земли и пребывает в небе. Они уничтожили в себе всяческие земные привязанности, всяческое себялюбие или чувственную любовь и вознеслись над собою в небесные вершины, по лестнице добродетелей, пройдя три ступени, которые Я представил тебе в теле Единородного Сына моего.

На первой ступени они снимают с ног чувства, привязанность к греху. На второй – вкушают тайны любящего сердца, благодаря чему зачинают любовь к добродетели. На третьей, которая является ступенью мира и отдохновения души, они испытывают в себе добродетели, и, возносясь над несовершенной любовью, приходят к огромному совершенству. Там, наконец, обретают отдохновение в учении моей Истины. Там обретают стол, пищу и служителя, и вкушают эту пищу через посредничество учения Христа распятого, Единородного Сына моего.

Я – ложе и стол; пища – мое Слово любви. В этом славном Слове вкушают души, которые являются их пищей, и Он сам является пищей, которую Я вам дал: Его Тело и Кровь, истинного Бога и истинного Человека. Эту пищу вы получаете в таинстве алтаря, установленном Мною и данным вам моею благостью на время, пока вы являетесь паломниками и путниками, чтобы вы не упали в пути от истощения и не забыли о благодеянии крови, пролитой ради вас со столь пламенной любовью. Чтоб вас подкреплять и утешать в пути. Святой Дух, который является моей любовью, уделяет вам мои дары и благодати.

Этот сладостный служитель собирает и жертвует мне сладостные и любовные желания моих сынов, жаждущих страдания и относит им в награду за их труды плод божественной любви, чтобы душа их вкушала и наслаждалась сладостью моей любви: Видишь теперь, что Я – стол, Сын мой – пища, а служит им Дух Святой, который происходит от Отца и Сына.

Совершенные всегда в душе ощущают мое присутствие. Чем больше они презирали радости и жаждали страданий, тем более они свободны от страданий и изобилуют радостью. Почему? Потому, что горят огнем моей любви, в котором сгорает их воля. Поэтому дьявол боится палки их любви. Издалека направляет в них стрелы и боится приблизиться. Мир ударяет по коре их тел, думая, что их ранит, а ранит сам себя, ибо стрела, которая не может попасть в цель, возвращается к тому, кто ее выпустил. Мир засыпает совершеннейших моих слуг стрелами гонений, обид и оскорблений, но не может в них попасть, ибо сад их души закрыт и стрелы возвращаются к тому, кто их пустил, отравленные ядом его собственной вины.

Видишь, что они невредимы, ибо злые люди, целясь в тело, не могут поразить душу, которая пребывает счастливой и печальной; печальной из-за грехов ближнего, счастливой – благодаря соединению любви, которую обрела.

Они следуют за непорочным Агнцем, моим Сыном, который на кресте был счастлив и печален. Был печален, когда нес крест телесный, переносил мучения и крест жажды, чтобы искупить грехи людского рода; и был счастлив, когда божественная природа, соединенная с людской природой, не могла страдать и всегда делала Его душу счастливой, указываясь ей без занавеса. Так Он был одновременно счастлив и печален. Страдал в своем теле, но божество Его страдать не могло, и также не могла страдать та часть Его души, которая находится выше разума.

Подобным образом и эти милейшие сыновья, дойдя до третьей ступени, печальны, неся крест внешний и крест внутренний, то есть страдания тела, которые Я допускаю и крест жажды, которым отягощает их боль по причине моих оскорблений и горестей ближних. Но они говорят, что счастливы, ибо наслаждение любовью, которую они обрели, нельзя у них отнять и из нее они черпают веселье и счастье. Это боль называется болью, не это не удручающая боль, которая высушивает душу; наоборот, орошает ее, развивая в ней любовь, ибо страдания повышают, укрепляют и закаляют добродетели.

Поэтому это страдание скорее удобряющее, чем удручающее. Ибо ни одна боль, ни одно беспокойство не может вырвать из души огонь любви. Она – как угли, горящие в печи, которые никто не может схватить, чтобы их погасить, ибо они – сам огонь. Эти души, погруженные в огонь моей любви, не без остатка своего существования вне Меня, не имеющих уже собственной воли, но полностью пламенеющих во мне, никто не может схватить и вырвать из Меня и из моей благодати, ибо они стали одним со Мною, а Я – с ними. Они всегда чувствуют Меня в себе, никто не отнимет у них ощущение моего присутствия, как это делаю с другими, когда отхожу от них и к ним возвращаюсь, не отнимая у них мою благодать, а только ощущение моего соединения с ними, чтобы привести их так к совершенству. Когда они достигли совершенства, Я прекращаю эту любовную игру разлуки и возвращения. Называю это любовной игрой, поскольку из любви отдаляюсь и из любви возвращаюсь. Собственно не Я; Я – ваш Бог неизменный, не двигаюсь; это ощущение моего присутствия, которое дает душе моя любовь, исчезает и возвращается.

* Выражение ansietato desiderio, часто повторяющееся у св. Екатерины наверняка относит нас к Псалму 143,4 - anxiatus est super me spiritus meus (встревожился во мне дух мой) – которое повторяется в литургии Страстей Господних.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий