О нескольких возвышенных и полезных вопросах, которые Истина объяснила ученику на примере оторванного человека

7/14/2016, No Comment

Из книги блаженного Генриха Сузо «Книга Истины» (Büchlein der Wahrheit), Глава 5.

Потом в ученике проснулось такое вот желание: Если в какой-то стране живет такой благородный, оторванный человек, которого Христос уже полностью принял в свое владение, пусть Она соблаговолит ему его показать, чтобы он мог с ним по-дружески поговорить. А когда он молился об этом со всем пылом и погрузился в себя, в сверхчувственном порыве показалось ему, что привели его в страну духа*. Узрел он там зависший между небом и землей образ как бы человека на кресте, с выражением благости на лице. Два вида людей проходили возле него, но до него не доходили. Одни видели этот образ только изнутри, а не смотрели на него снаружи, другие в свою очередь видели его только снаружи. И одни и другие выражали по отношению к нему отвращение и черствость. Вдруг показалось ему, что образ, как будто настоящий человек, снизился, присел возле него и попросил его задавать вопросы, не которые он хотел услышать ответы.

И он начал говорить, с исходящими из глубины сердца воздыханиями: Ах, Вековечная Истина, что же это такое? Что означает это необычайное видение? В ответ он услышал в себе такие слова: Образ, который ты увидел, изображает Единородного Сына Божьего в принятой Им человеческой природе. Ты увидел только один образ, но сложенный из несчетного количества подробностей; означают они всех тех, кто является Его членами, которые через Него и в Нем стали сынами или Сыном, наподобие множества членов одного материального тела. Голова, которая как казалось, над всем возвышается, указывает, что благодаря чудесному принятию в сущность Божественной Особы Он является первым и Единородным Сыном, другие же соединяются с этим Образом только по принципу его преображающего действия (2Кор 3,18). Крест означает, что каждый воистину оторванный, как в своем внешнем человеке, так и во внутреннем, во всех страданиях, которые Бог от него потребует, не взирая на их источник, должен всегда отрекаться самого себя и быть готовым принять их, умирая для самого себя, во славу Отца небесного. Таковы благородны внутри и защищены снаружи. Благость, которую излучает фигура на кресте, говорит, что благодаря отречению себя они презирают все, даже самые мучительные страдания. Тело обращается всегда в туже сторону, что и голова – ту мы имеем символ согласного, верного подражания Его чистой, ясной как зеркало жизни, а также исполнения Его благо учения, к которому таковые решительно обращаются и его держатся.

Люди, не смотрящие на Него внешне, а только внутренне, символизируют тех, которые жизнь Иисуса исследуют своим разумом только теоретически, совершенно не беспокоясь о практике. А ведь они должны упражняться в подражании этому Образу и таким способом перебарывать собственную природу. В то же время в своих размышлениях они ищут только обоснование жизни согласного с природными инстинктами и в распущенной свободе, простаками и неразумными считая всех, кто думает иначе.

Некоторые смотрели на него только изнутри, а не снаружи, при этом казались твердыми и суровыми. Это те, кто предается суровым практикам, в своей жизни они осторожны и подают людям пример как поступать достойно и свято, но внутри себя они пренебрегают размышлениями о Христе. Он был в своей жизни тихим и мягким, эти же в свою очередь часто вмешиваются в дела других людей и их осуждают, и плохим считают все, что отличается от их образа жизни. Они не уподобляются Тому, на которого обращают свои взоры, а узнать это можно так: Кто их испытает, убедится, что они не оторвались от своего «я», не отреклись от собственной природы и не оставили то, что сохраняет своеволие, как например: «охотно», «неохотно» и т.д. Таким образом, поддерживается и защищается своеволие, в результате чего человек не добывает Божественные добродетели, к которым относятся: послушание, терпение, кротость и другие; они Божественны, ибо уподобляют человека образу Божьему.

Ученик задавал все больше вопросов и так говорил: Скажи мне, как называется способ достижение нами блаженства?

Ответ: Можно бы было назвать его «рождением». Ибо в Евангелии св. Иоанна читаем: «Всем, кто от Бога родились, дал Он возможность и силу, чтобы стали детьми Божьими» (Ин 1,12). Совершается это таким же самым образом, которые – согласно с всеобще принятым обычаем – мы называем рождением. А именно, когда одно существование порождает таким способом другое, тогда формирует его по своему образу и в себе, а также дает ему подобные своим сущность и действие. Поэтому у оторванного человека, в котором только Бог есть Отцом и ничего временного не рождает из себялюбия, открываются глаза, так что он начинает в этом рождении понимать самого себя, из него получает свою блаженную сущность и действие, а также становится одно с Богом. Ибо тут все вещи становятся одно в Едином.

Ученик: Ведь я же вижу горы и долины, воду и воздух и столько разнообразных творений – как же ты можешь говорить, что существует только Одно?

В ответ чистое Слово так ему сказало: Еще больше тебе скажу. Если человек не понимает двух contraria, то есть двух противоположностей, существующих в одной вещи, верь мне, с таким нелегко говорить о таких вещах. Но когда он это поймет – преодолеет уже половину пути той жизни, которую имею в виду.

Вопрос: Что же это за contraria?

Ответ: Это вековечное Ничто и его существование во времени**.

Возражение: Существование двух contraria в одном субъекте во всех отношениях противоречит любой науке.

Ответ: Я и ты не встречаемся на одной ветке или на одной площади; ты следуешь одним путем, я – другим. Твои вопросы рождаются из человеческого мышления***, мои – из мышления, которое возносится превыше людских понятий. Если ты хочешь дойти до цели, ты должен отказаться от понятий, ибо истину мы познаем не-познаванием****.

* In ein übersinnliches Land (in ein vernünftiges land) – в сферу сверхчувственной действительности, доступной исключительно для разума.

** Существование человека, который хочет ступить на путь, ведущий к соединению с Богом. Пока это соединение несовершенно, он все еще видит и принимает вещи не в Боге, в Его «ничто», а в их сотворенном, ограниченном существовании. В нем есть Бог, но есть также и творения и привязанность к ним.

*** von menschlichen Sinnen. Sinn в немецком языке может значить «замысел», но также и «мысль» и «смысл». Вековечная Истина обвиняет Слугу в том, что он руководствуется чувствами и понятиями слишком еще с ними связанными, наказывает ему от них очиститься (sinnlos werden) и вознестись к мышлению Божьими категориями, к видению всего в Боге. Пока это не настанет, в человеке все еще будут находиться эти contraria.

**** Такое парадоксальное утверждение можно найти у других рейнских мистиков. Они звучат как эхо слов св. Августина о Боге, которого легче познать посредствам не-познавания (qui scitur melius nasciendo. De Ordine PL 32, 1015).

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

Комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий