Эль Греко

11/05/2015, No Comment

В июле 2013 года на лондонском аукционе Sotheby's произошло событие, ставшее сенсацией – картина испанского живописца Эль Греко «Молитва Святого Доминика» была продана за рекордную сумму в 14 миллионов долларов, став самой дорогой из когда-либо выставленных на открытую продажу работ художника. Это событие побудило у многих интерес не только к творчеству Эль Греко, но и к личности изображённого им Святого, в который раз убеждая, что искусство является своего рода проповедью, произнесённой однажды, но продолжающей звучать через века.

Кем же был этот удивительный художник, чьи произведения невозможно спутать с работами других мастеров живописи, и чем столь притягателен написанный им портрет Святого Доминика?

Эль Греко. Автопортрет

Подлинным именем художника было Доменикос Теотокопулос. Он родился в 1541 году на острове Крит, в городе Кандия (Ираклион) в зажиточной семье сборщика налогов. В то время Крит находился во владении Венеции и являл собой сочетание греческой и западноевропейской культур. Живописный талант мальчика проявился уже в раннем возрасте, поэтому родители отправили его на обучение в иконописную мастерскую Георга Клонцаса, последователя Феофана Грека. Кандия была центром художественной деятельности на Крите, где на итальянский манер были организованы гильдии живописцев. В 1563 году, в возрасте двадцати двух лет, Доменикос упоминается как мастер гильдии и, предположительно, уже имеет собственную мастерскую. Три года спустя, в июне 1566, он подписывается как Master Menegos Theotokopoulos, живописец. Одна из первых работ Доменикоса – «Успение Богородицы» ещё несёт в себе византийские иконописные традиции, но мастерство, с которым она написана, уже являет нам его незаурядный талант.

Успение Богородицы

В 1567 году молодой и честолюбивый художник отправляется в Венецию, чтобы продолжить свою карьеру. Там он становится учеником знаменитого Тициана, в то время уже 80-летнего старца, не утратившего, впрочем, ни таланта, ни внимания со стороны заказчиков. В Венеции Доменикос успешно осваивает новую для него технику живописи маслом на холсте, приёмы построения перспективы, обогащает свою цветовую палитру, проявляет интерес к различным фактурам и отображениям света и теней. Живопись Доменикоса становится более объёмной, воздушной. Впрочем, в то время его характерный, узнаваемый стиль ещё не сформировался, а написанные им картины во многом оставались подражанием итальянским мастерам – не только самому Тициану, но и Бассано, Веронезе, Тинторетто.

В Венеции Доменикос пребывает недолго, так как жажда славы и денег побуждает его отправиться в Рим, где по рекомендации своего друга, миниатюриста Джулио Кловио, он поступает на службу к кардиналу Алессандро Фарнезе, известному покровителю талантливых художников. Доменикос поселяется в Палаццо Фарнезе. Там он знакомится с интеллектуальной элитой города, в том числе с римским ученым Фульвио Орсини, который позже приобретёт семь картин художника. Имея покровительство со стороны Фарнезе, Доменикос не испытывает недостатка в заказах. Казалось бы, для успешной карьеры всё складывалось наилучшим образом. Однако честолюбие и заносчивость молодого греческого художника оказали ему плохую услугу. Однажды, рассматривая фреску «Страшный Суд» Микеланджело в Сикстинской капелле, он предложил уничтожить её и написать новую, более совершенную. Итальянцы не смогли простить ему такое высказывание, и Доменикос был вынужден покинуть Рим.

В 1577 году Доменикос переезжает в Испанию, где его талант со временем раскрылся во всей полноте. В Испании за художником окончательно закрепилась прозвище Эль Греко («Грек»), хотя нередко его называли Доменико Греко. Выбор не случайно пал именно на Испанию. Дело в том, что как раз в то время испанский король Филипп II завершал строительство грандиозного дворцового комплекса Эскориал, и Эль Греко надеялся получить заказ на работу над его внутренним убранством. Однако его творчество оказалось непонятым в Мадриде, где господствовали более сдержанные и строгие традиции в искусстве.

Прожив непродолжительное время в Мадриде и не получив желаемого заказа, художник отправился в Толедо – город, который некогда был столицей Испании и сохранил очарование кастильского центра культуры, искусства и искреннего благочестия. В Толедо Эль Греко получил свой первый солидный заказ – работу над алтарём храма Санто-Доминго эль Антигуо. В 1577–1579 годы он написал алтарные образы: «Взятие на Небо Пресвятой Девы Марии», «Святая Троица»,

Святая Троица

«Вознесение Христа», «Поклонение пастухов» и несколько изображений Святых. Эти картины произвели большое впечатление, и уже очень скоро художник получает следующий престижный заказ – алтарный образ для кафедрального собора Толедо, для которого Эль Греко пишет одну из самых известных своих картин – «Снятие одежд со Христа».

Эль Греко не теряет надежду быть признанным при дворе короля Филиппа II и в 1580 году исполняет по его заказу огромную картину «Мученичество Святого Маврикия». Однако это произведение было отвергнуто королём и его окружением. После этого случая художник решает навсегда обосноваться в Толедо, где его творчество понимают и высоко ценят. Он снимает роскошный дворец маркиза де Вильена, ставший ему и домом, и художественной мастерской. С Толедо связаны наиболее известные, прославившее Эль Греко произведения, такие как монументальное полотно «Погребение графа Оргаса» (1586–1588 гг.)

Погребение графа Оргаса

и многочисленные портреты, в которых проявился его утончённый талант и гениальность портретиста. Строгие и сдержанные портреты являют благородство и внутреннюю красоту современников художника. К этому же периоду относятся и многочисленные изображения Святых, в том числе Святого Доминика.

В конце девяностых – начале шестнадцатого века художник создал огромные алтарные многофигурные композиции для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597–1599), для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1600–1603), для Коллегии августинцев в Мадриде (1596–1605), а также «Святое семейство» (1590–1595).

Поздний период творчества Эль Греко отмечен глубиной религиозных переживаний и христианским мистицизмом, в котором душа обращается от темноты духовной ночи к внутреннему свету. Полные экспрессии удлинённые образы, написанные широкими мазками с ярким моделированием света и теней, похожи на пламя свечи, устремлённое от мира зримого, земного, к миру горнему, вечному.

Художник продолжал работать до самой смерти. Его последняя картина «Обручение Марии» (1613–1614) осталась незаконченной – Эль Греко скончался 7 апреля 1614 года, не успев её завершить.

Таким был жизненный и творческий путь Эль Греко, который не оставил после себя последователей, и чьё искусство на несколько веков было предано забвению и было заново открыто лишь в XX веке.

Молитва Святого Доминика. Частная коллекция. Фрагмент

Но вернёмся к картине «Молитва Святого Доминика», которая является одним из лучших и наиболее характерных примеров творчества Эль Греко. Святой Доминик изображён погружённым в молитву, склонившись перед распятием. Его коленопреклонённая поза выражает благоговение и молитвенное созерцание. Взгляд Святого направлен вниз на небольшое распятие, опирающееся на скалы. Примечателен контраст между внутренним покоем, который словно излучает образ Святого Доминика, и напряжённостью его окружения – затянутого грозовыми тучами неба и острых скал. Это впечатление усиливают динамично ниспадающие складки хабита Доминика. Картина написана в серебристой цветовой гамме, полной тонких оттенков и нюансов. В ней ничто не отвлекает от главного – образа Святого Доминика, являющего пример глубокой и самозабвенной верности Богу. При этом Доминик изображён не неким идеализированным «сверхчеловеком», далёким от обычных переживаний, а живым человеком, которому мы можем сопереживать, чьё благочестие нам близко и понятно. Такой подход отвечал принципам Контрреформации, согласно которым искусство должно пробуждать религиозные чувства и вдохновлять к благочестию. Яркое, контрастное освещение подчёркивает настроение картины. Она словно пронизана сверхъестественным светом, исходящим от мира горнего. Божественный свет, который открывается человеку в созерцании, освещает Святого Доминика, и нам остаётся надеяться, что, следуя примеру его молитвы, мы также обретём благодать пребывать во свете Божием.

Интересно, что Эль Греко создал несколько авторских повторений (так называемых «реплик») этой картины, как, впрочем, он часто поступал и с другими своими произведениями. Считается, что самая ранняя версия картины, написанная между 1585-90 годами, находится в коллекции Пласидо Аранго в Мадриде.

Молитва Святого Доминика. Коллекция Пласидо Аранго, Мадрид

Три другие версии, в том числе та, которая была продана на аукционе Sotheby's, вероятно, были созданы после 1600 года. Одна из них находится в соборе в Толедо, а другая – в Музее изобразительных искусств в Бостоне. Ещё одна, наиболее поздняя версия картины, украшает коллекцию Испанского Общества Америки в Нью-Йорке.

Все версии «Молитвы Святого Доминика» настолько похожи, что различить их можно лишь при внимательном рассмотрении и сопоставлении. Можно заметить, что складки хабита на всех картинах написаны по-разному, различия есть и в выражении лица Доминика – в версии из коллекции Аранго Святой изображён наиболее молодым, тогда как на картине, находящейся в Бостоне, он выглядит более измождённым, эта версия преисполнена драматизма более остальных. Примечательно, что в 1970 году почта Ватикана выпустила марку в честь 800-летия Святого Доминика, на которой можно видеть репродукцию этой картины.

Марка, выпущенная Почтой Ватикана

Между 1606 и 1610 годами Эль Греко создал другой вариант образа Святого Доминика, находящийся в музее Santa Cruz в Толедо.

Святой Доминик. Музей Santa Cruz, Толедо

Доминик написан стоящим на коленях на фоне грозового неба. Так как земля под ним почти не различима, кажется, словно Святой пребывает среди туч. В левой руке он держит распятие, на которое устремляет взор, преисполненный преданности и почитания. Правая рука Доминика лежит на сердце как знак смирения перед тайной Креста Христова, в созерцание которой он погружён.

Ещё один образ Святого Доминика, написанный Эль Греко, изображает Святого молящимся в келье.

Святой Доминик в келье. Частная коллекция

Эта картина, созданная между 1590 и 1600 годами, находится в частной коллекции. По композиции она почти в точности повторяет известное изображение Святого Франциска Ассизского, написанное Эль Греко в более ранний период времени – около 1580 года.

Святой Франциск

Святого Доминика также можно увидеть на великолепной картине «Коронация Девы Марии» (1591-92 гг., музей Santa Cruz в Толедо).

Коронация Девы Марии. Музей Santa Cruz, Толедо

Доминик, взирающий на Пресвятую Богородицу, увенчанную небесной славой, изображён крайним справа в числе других Святых. Иисус и Бог Отец венчают короной Святую Деву Марию, над которой парит Святой Дух в виде голубя. Небо словно разверзается, являя свет, пронизывающий всю картину, выдержанную в излюбленном художником перламутрово-серебристом колорите. Несомненно, Эль Греко был одним из наиболее выдающихся мастеров света и цвета!

Помимо изображений Святого Доминика, примечателен также созданный Эль Греко образ Святого Гиацинта на картине «Явление Богородицы Святому Гиацинту», написанной между 1600 и 1610 годами.

Явление Богородицы Святому Гиацинту. Коллекция Barnes

Святой Гиацинт стоит на коленях в изумлении перед чудесным видением Богородицы с Младенцем. Интерьер храма с колоннами и узорным полом тускло освещён, что указывает на то, что событие происходит ночью или рано утром. Слева от колонны видна погружённая в полумрак скульптура епископа. Гиацинт стоит прямо, левой рукой словно указывая на зрителя, а правую благоговейно приклонив к груди. Он направляет свой взгляд к Пресвятой Богородице с Младенцем на руках, явившейся ему в светлом облаке. Существует две версии этой картины: одна, большая по размеру, находится в коллекции Barnes в США; другая – в галерее в Рочестере.

Рассказ о доминиканцах в творчестве Эль Греко был бы неполным без упоминания написанного им в 1605 году замечательного портрета Папы Пия V.

Портрет Папы Пия V. Частная коллекция

Этот портрет великолепно передаёт характер и силу личности мудрого Понтифика, проведшего важнейшие церковные реформы в эпоху Контрреформации.

Итак, жизнь и творчество Эль Греко полны парадоксов: грек, ставший одним из самых известных испанцев; художник, на несколько веков опередивший время, который, сам того не ведая, заложил основы импрессионизма и многих современных течений в живописи; человек, стремившийся к славе, богатству и почёту, но обретший смысл жизни в служении Богу своим искусством, которое продолжает удивлять и восхищать и в наши дни.

Юлия Карлова OPs

No Comment

Отправить комментарий