О том, как Бог привлекает к себе некоторых людей без их ведома

10/16/2015, No Comment

Из книги блаженного Генриха Сузо «Книга Вековечной Премудрости» (Büchlein der Ewigen Weisheit) , Часть I, Глава 1.

Hanc amavi et exquisivi a iuventute mea, et quaesivi mihi sponsam assumere (Прем 8, 2). Слова эти, записанные в Книге Премудрости, истекли из уст прекрасной, милой Вековечной Премудрости и означают: «Я полюбил ее и взыскал от юности моей, и пожелал взять ее в невесту себе».

Некий человек, поддаваясь порывам своего мятежного сердца, свернул на пути, которые отдали его от Бога. И вот стала пред ним, в духовном и неизъяснимом образе, Вековечная Премудрость и увлекла его за собою, ведя попеременно путями сладости и горечи, пока, наконец, не вывела его на прямую стезю истины Божьей. Когда же он глубоко задумался над этим особенным следованием, сказал Богу: Господи мой благой и милый, с дней детства сердце мое, ведомое пламенной жаждой, искало, само не зная чего, и до сих пор я не постиг еще в полноте, чего же оно жаждало. Многими годами я неистово за этим гнался и все еще этого не достиг; ибо не знаю хорошо, что бы это могло быть. А ведь это нечто влечет мое сердце и душу, без этого я не могу ощутить истинное отдохновение. Господи, в первых днях детства, видя, как другие поступали подобным образом, я пробовал искать это среди творений. Но чем больше я искал, тем меньше находил, и чем более к этому приближался, тем далее от него был. Ибо каждый приходящий мне образ, перед тем как я ближе к нему присмотрелся, перед тем, как спокойно ему отдался, говорил мне: Не это ты ищешь. И одна за другой, оттолкнули меня от себя все вещи. А ведь, о Господи, сердце мое страстно рвется к этому предмету, ибо жаждет иметь его. Как же часто чувствовало оно, Господи, чем этот предмет не является; чем же он является, этого еще мое сердце не знает. Возлюбленный мой Господи небес, что же это такое? Как выглядит? Что ведет во мне свою таинственную игру?

Вековечная Премудрость: Не узнаешь его? А ведь он взял тебя в свои любовные объятия и часто ставил на твоем пути преграды, пока не снискал тебя исключительно для себя.

Слуга: Господи, я никогда его не видел и не слышал и не знаю, чем он является.

Вековечная Премудрость: Нет в этом ничего удивительного, вину за это несет твоя любовь к творениям и его отдаление. Теперь, однако, открой свои внутренние очи и узри кто он. Это Я, Вековечная Премудрость от века избрал тебя для себя и окружил тебя Моим вечным провидением. Это Я так часто путал твои пути, как только видел, что оставленный на самого себя, ты бы отдалился от Меня. Всегда ты натыкался в вещах на какие-либо горести, а это для Моих избранных самый верный признак, что Я хочу сохранить их для самого себя.

Слуга: Дражайшая, возлюбленная Премудрость! Так это Ты – то, что я так долго искал? К Тебе неустанно рвался мой дух? Ах, Боже мой, почему же Ты не явился мне раньше? Почему Ты так долго медлил? А я, почему так долго блуждал различными трудными путями?

Вековечная Премудрость: Если бы я сделал это ранее, ты бы не смог почувствовать так глубоко как сейчас Мою благость.

Слуга: Благо бесконечное! Как много Ты даровал мне своего блага! Когда меня еще не было, Ты даровал мне существование. Когда я отдалился от Тебя, Ты не хотел отдаляться от меня. Когда я собирался бежать от Тебя, Ты налагал на меня сладостные узы. О, Вековечная Премудрость, мое сердце так сильно хотело бы открыться пред тобою! – даже если бы должно было распасться на тысячи кусочков. Наслажденье моего сердца, я хотел бы заключить Тебя в объятья и пребывать с Тобою каждый день, в любви незнающей конца, только ради Твоей славы. Воистину счастлив человек, к которому именно так Ты приходишь с предваряющей любовью, не давая ему отдохновения, пока он не начнет искать покой исключительно в Тебе.

О, Премудрость, возлюбленная и избранная из всех, с тех пор как я обрел в Тебе того, кого любит душа моя, не пренебрегай Своим бедным творением! Узри, до какой степени мое сердце стало нечувствительным ко всем радостям и ко всем страданиям этого мира. Господи, разве сердце мое должна всегда пребывать пред Тобою без слов? Позволь, возлюбленный Господи, позволь моей бедной душе сказать Тебе одно слово, ибо переполненное сердце мое уже само не в состоянии вынести всего. Во всем этом широком мире только пред Тобою оно может открыться, дражайший, возлюбленный Господи и Брат, избранный из всех. Ты один видишь и знаешь природу сердца полного любви, и знаешь, что никто не может любить того, чего не в состоянии никоим образом познать. А ведь только Тебя должен любить, дай мне познать тебя лучше, чтобы я мог также изо всех сил полюбить Тебя.

Вековечная Премудрость: Происхождение всех вещей из их первого Источника происходит, согласно с естественным порядком, таким образом, что первыми появляются существа самые благородные, следующими же – все менее совершенные. Возвращение же к этому Источнику происходит в обратном порядке: от низших к высшим. Поэтому если ты хочешь Меня созерцать в Моем несотворенном Божестве, ты должен научиться здесь познавать Меня и любить в Моей человеческой, отмеченной страданиями природе. Это самая скорая дорога к вечному счастью.

Слуга: Припомню Тебе ныне о бесконечной любви, которая повелела Тебе оставить высший Трон и царскую столицу – сердце Твоего Отца, и тридцать лет жить в унижении, в изгнании и в презрении. Припоминаю Тебе о Твоей любви ко мне и ко всем людям, которую особенным образом явили нам столь горестные страдания Твоей жестокой смерти. Господи, припоминаю Тебе все это, чтоб Ты явился моей душе духовно в самом милом образе, какой эта любовь когда-либо повелела Тебе принять.

Вековечная Премудрость: Чем больше Меня исчерпывала любовь, чем больше повелевала Мне испытать смертельные муки, тем более достойным любви кажется сердцу, в котором существует порядок. Моя бесконечная любовь является в огромных горестях Моих страданий, так как солнце является в своем блеске, прекрасная роза – в аромате, пылающий огонь – в своем жаре. Слушай же внимательно о страданиях, которые Я испытал ради тебя.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий