Какие страдания наиболее полезны для человека и более милы Богу

6/12/2015, No Comment

Из книги блаженного Генриха Сузо «Жизнь» (Vita), II. Глава 40.

Дуччо, исцеление слепорожденного

Благочестивая дочерь спросила его: «Хотела бы я знать, которые из всевозможных страданий наиболее полезны для человека и более милы Богу». Слуга так ей ответил: «Знай, что существует множество страданий, которые подготавливают человека и направляют на добрую дорогу к счастью, при условии, что он сохранит в них необходимое внутреннее отношение.

Бог ниспосылает иногда на человека огромные страдания, не смотря на то, что он не заслужил их. Как об этом часто говорит Ветхий Завет, Он хочет таким образом испытать его постоянство или ценность. Иным разом целью Бога является лишь его большая слава; Евангелие подтверждает это в истории со слепорожденным, которого Христос признал невинным и соделал, что он прозрел (Ин 9,3). Бывают также заслуженные страдания; примером может тут послужить разбойник, распятый вместе с Христом. Поскольку во время своего мучения он искренне обратился, Христос даровал ему вечное счастье (Лк 23,43).

Иногда страдания не являются наказанием за какие-либо недавние преступления; у человека есть другие, давнишние грехи и именно за них Бог посылает ему страдания. Зачастую Он укрощает таким способом его чрезмерную гордыню и в ситуации, когда он, быть может, совершенно невинен, посредством болезненного унижения его себялюбия, помогает ему обрести самого себя.

Существуют также болезни, которые Бог посылает человеку в любви, для того, чтоб предотвратить другие, еще большие. Так бывает с людьми, которым Он позволяет уже на земле претерпеть чистилище; испытывает их недугами, бедностью и т.п., чтобы освободить их от будущих страданий. Иногда Он предает кого-либо в руки людей воистину сатанинских, чтобы в час смерти сохранить такого человека от вида сатаны.

Причиной страданий некоторых людей является их искренняя, горячая любовь; таким способом мученики, посредством разнообразных пыток тела и души, с пылом засвидетельствовали свою любовь к Богу. Но на земле хватает также страданий лишенных смысла и утешения. Испытывают их, например те, которые ищут утешения в мире и его делах. Таковые своими страданиями заслуживают для себя ад. И напротив, тот, кто страдает ради Бога, может в своей боли обрести какое-то утешение.

Есть также такие, кого Бог часто внутренне упоминает, чтоб они искренне к Нему обратились, ибо жаждет, чтоб они стали его друзьями, они же тем временем, благодаря своей лености, сопротивляются Ему. Их иногда ведет путем страданий. Всюду, где они в бегстве своем отвращаются от Бога, там Он появляется с временными страданиями и держит их как бы за волосы, чтоб они не смогли от Него ускользнуть.

Можно найти и таких, которые не испытывают никаких страданий кроме тех, которые сами на себя призвали, из-за того, что слишком дорого ценят то, что обыденно. Вот пример: Некий человек, обремененный тяжким страданием, проходил как-то около дома, из которого доносились отголоски рыдания какой-то женщины. Он подумал: «Зайди и утешь ее в ее горести»! Вошел и спросил: «Дорогая женщина, что с тобою случилось, что так стенаешь»? Она ответила ему: «Упала куда-то игла и нигде не могу ее найти». Он отвернулся и подумал: «Глупая! Если бы ты должна была вынести хоть бы одно ярмо из тех, которые меня угнетают, ты б не плакала из-за иглы». Так вот люди изнеженные находят иногда страдания там, где его нет.

Но самым благородным и наилучшим является страдание уподобляющее страстям Христа. Своим дорогим друзьям Отец небесный посылает именно подобные страдания, которые некогда ниспослал на своего единого Сына. Не следует понимать это в том смысле, что кто-либо может быть полностью невинным, как Христос; полностью без греха был только Он один. Но как Христос оказал терпение и во время мучения вел себя как смиренный агнец среди волков, так точно также на некоторых своих возлюбленных друзей Бог посылает иногда тяжкие испытания, чтоб мы, не умеющие терпеть, научились от этих святых людей терпеливости, сладости и тому, как нужно побеждать зло добром.

Размысли над всем этим, моя дочерь, и охотно прими страдание, ибо независимо от того откуда оно приходит, может оказаться полезным для человека, который умеет его всегда принимать как приходящее от Бога, Ему пожертвовать и вместе с Ним преодолевать».

Дочерь сказала: «Наиболее благородное страдание, то о котором ты говорил в конце, то есть ничем не заслуженное, является уделом немногих. Я бы охотно узнала, каким образом человек грешный и обремененный виною может с Божьей помощью справиться со своим страданием. В этом случае зло двояко: человек оскорбил Бога, и также испытывает внешние страдания».

Он ответил: «Скажу тебе. Знал я человека, у которого была такая привычка: Когда по человеческой слабости он совершал какой-то, требующий наказания грех, он поступал как хорошая прачка. Одежду, предварительно отмоченную и побитую скалкой, она кладет в чистую воду, чтобы вернуть чистоту тому, что было запачкано. Так и тот человек: не считал себя победителем, пока его участью не становилась невинная Кровь Христова, стекающая на землю, по несказанной любви пролитая ради спасения и для утешения всех грешников. Когда он эту горячую, спасительную Кровь духовным способом получал в избытке, тогда омывался в ней от своих проступков и купался – подобно как моется дитя в горячей купели. И делал он это с сердечным благочестием и черпаемым из христианской веры упованием, уверенный, что Бог своим всемогуществом омоет его и очистит от всех вин. Таким образом, не смотря на то, были ли его страдания наказанием или нет, всегда находили такой же самый конец в Божьей благости».

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий