Из книги блаженного Генриха Сузо «Жизнь» (Vita), I. Глава 32.
В радостный день одной Пасхи сердце Слуги исполнилось огромной радостью; по своему обычаю он сидел, наслаждаясь в Боге полным покоем. В какой-то момент он обратился к Богу с горячей просьбой, чтоб Он открыл ему, какое вознаграждение получат от Него уже в этой жизни те люди, которые ради Него много выстрадали. Погруженный в Боге, он получил от Него такое просветление:
«Радуйтесь всем сердцем, все страждущие в духе отречения, ибо ваше терпение будет прославлено под небесами. Как тут вы вызывали во многих жалость, так в вечности многие будут радоваться в Боге великой славой и вечной хвалой. Вместе со мною умерли, со Мною также радостно воскреснут. Получат от Меня три особенных дара, такие огромные, что никто не может в полноте их оценить. Во-первых, их жажда будет иметь такую силу, в небе и на земле, что исполнится все, чего они возжелают. Уделю им, во-вторых, мой Божественный мир, который не сможет отобрать у них ни один ангел, дьявол, человек, или иное творение. А вот третий дар: вложу поцелуй так глубоко в их недрах и с такой огромной любовью их обниму, что Я буду ними, а они Мною; Я и они останемся навсегда, на веки, одним Единым. А поскольку долгое ожидание неспокойным сердцам причиняет боль, уже в нынешнее время они не будут ни одной минуты лишены этой любви; начнется она сейчас, и они будут наслаждаться нею на веки, в большей или меньшей степени, согласно с возможностями конкретных смертных людских существ».
Слуга возрадовался этой особенной новостью; когда пришел в себя, вскочил на ноги и смеялся от всего сердца, так что вся часовня, в которой он находился, наполнилась его смехом. Исполненный веселья, он так говорил сам себе: «Пусть подойдет сюда и пусть пожалуется тот, кто страдал! Я говорю нелепости, но – Бог мне свидетель – кажется мне, что я никогда не страдал на этой земле; я не знаю что такое страдания, зато знаю, что такое наслаждение и радость. Моя жажда всемогуща, а именно этого и не хватает многим заблудшим сердцам. Что же мне еще надо»?
Своим разумом он обратился также к Вековечной Истине и так сказал: «Ах, Вековечная Истина, объясни мне эту укрытую тайну, насколько ее можно вместить в слова, ибо для многих слепцов эта истина остается неизвестной». Тогда он получил такое внутреннее поучение: «Видишь ли, у тех немногих, в жизни которых произошел необходимый перелом, заключающийся в обращении к Богу и умирании для самого себя и для всего, чувства и дух до такой степени теряются в Боге, что – если так можно сказать – они ничего не знают о себе; себя, а также все иное, они познают в их первом Источнике. И поэтому все, что Бог творит, приносит им такое огромное удовольствие и радость, как будто бы это не Он творил, а позволил творить им самим, согласно с их предпочтением. Таким образом их желание становится в них всемогущим, ибо небо и земля служат им, а все творения им послушны, делая то что делают, избегая того что избегают. Таковые не ощутят в своем сердце боль из-за чего бы то ни было, ибо болью и страданием называем то, от чего воля, после соответствующего размышления, хотела бы освободиться. Ибо снаружи, подобно, как и другие, они ощущают боль и радость, и даже – по причине большей чувствительности – ощущают их глубже. Внутри же нет им места. Кроме того, снаружи они демонстрируют постоянство и не позволят возмутить себя никакой буре. Поскольку они отреклись от самих себя, остаются, насколько это возможно, над всем, так что во всем их радость полна и неустанна. Ибо в бытии Божьем, в котором потерялись их сердца (если это действительно в них произошло!) нет места боли и грусти, там только мир и радость. Если собственная бренность еще тянет тебя к греху (из-за этого в человеке справедливо рождается боль и печаль), это значит, что ты еще не достиг полноты этого счастья. Чем больше же ты избегаешь греха и выходишь из самого себя, чтобы потеряться там, где уже не можешь чувствовать боль или притеснения, где страдания перестает быть для тебя страданием, где во всем находишь совершенный мир – тогда ты воистину находишься на нужном пути. Все это достигается посредством отказа от своеволия; скорбное желание отрывает таких людей от них самих и гонит их к воле Божьей и справедливости. Воля Божья кажется им такой чудесной, и они находят в ней столько удовольствия, что все, что Бог им ниспосылает, кажется им наслаждением, и они не хотят и не жаждут ничего иного. Не следует это понимать в том смысле, что такому человеку нельзя уже ни о чем просить и молиться, ибо, как это было сказано, воля Божья в том, чтобы мы Его просили; речь идет только о подчинении своего я воле всевышнего Божества.
Есть тут, однако некая укрытая трудность, которая во многих возбуждала сомнения. А именно, некоторые спрашивают: «Кто знает, именно ли это воля Божья?» Так вот, Бог является трансцендентной причиной, более внутренней и присутствующей в каждой вещи более чем она сама в себе, и против Его воли ничего не может статься, и даже мгновение существовать. Поэтому те, кто постоянно поступают несогласно воле Божьей и во всем, насколько это возможно, хотели бы осуществлять свою собственную, такие должны страдать; утешаются они таким миром, какой правит в преисподней, ибо они неустанно погружены в печаль и страдание. И напротив, сердцу, которое отреклось от всего, отвечает Бог; неустанно, в доброй и злой доле, наслаждается оно миром, ибо в нем по-настоящему пребывает Тот, кто все творит и во всем присутствует. Как же может им страдание казаться невыносимым, если в нем видят и находят Бога, если наслаждаются волей Божьей, а от своей собственной полностью отреклись? Не буду говорить о сияющих утешениях и небесных радостях, которыми Бог часто тайно поддерживает своих страждущих друзей. Такие люди находятся как бы в небе; что их встречает или не встречает, часто Бог производит в творениях или не производит, все это превращается для них во благо. Поэтому человек, который умеет страдать, частично получает награду за страдания уже на земле, поскольку его участь – мир и радость во всем, а после смерти получает жизнь вечную. Аминь.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий