О способе жертвовать страдания во славу Божью

4/10/2015, No Comment

Из книги блаженного Генриха Сузо «Жизнь» (Vita), I. Глава 31.

Когда страждущий Слуга размышлял над своей продолжительной борьбой и смотрел на тайные чудеса Божьи, однажды обратился к Богу с глубоким вздохом и так сказал: «Ах, благой Господи, страдания, о которых шла речь, внешне подобны острым терниям, которые насквозь пронизывают тело, поэтому сотвори, благой Господи, чтобы из этих шипов выросло немного плодов благого учения, чтобы мы в наших тяжких испытаниях, умели терпеливей переносить страдания и совершенным образом жертвовали их во славу Божью».

Когда он долгое время пламенно просил об этом Бога, однажды впал в восхищение в себе и вне себя, и в этом сверхчувственном состоянии, некий полный сладости голос сказал ему: «Сегодня я укажу тебе несравнимое благородство моих страданий и то, каким образом страждущий должен пожертвовать свои страдания во славу всемилостивого Бога». От этих сладостных, внутренних слов растеклась душа в его теле, а его сердце наполнилось до краев, так что чувства приостановились в своем действии, а руки его души как бы вытянулись до краев мира, над землей и небом, он же, исполненный сердечной, глубокой жаждой, погрузился в благодарение и прославление Бога.

Он так говорил: «Господи, до сих пор я прославлял Тебя в моих книгах от имени всего того, что в твореньях красиво и достойно любви. Ныне же я начну новую, радостную песнь и особенный гимн прославления, которого до сих пор не знал, ибо научило меня ему страдание. Вот он: Из бездонной глубины моего сердца я жажду, чтобы все мучения и боли, которые вытерпел я сам, и сверх того – страдания причиненные сердцам других, боли всех ран, стоны больных, воздыхания всех измученных, слезы всех плачущих очей, унижения всех угнетенных, нищета всех убогих, нуждающихся вдов и сирот, мучения жаждущих и алчущих, пролитая кровь мучеников, борения веселой, цветущей молодежи, суровые отречения друзей Бога, все скрытые и явные муки и страдания, которые меня или любого другого истязаемого мученика постигли касательно тела, имущества, чести, друзей или по причине уныния и всяческих страданий, которые люди будут испытывать до конца света – жажду, Отче небесный, чтоб они были во славу Твою вековечную и ради прославления Страстей Твоего единого Сына во веки веков. Я же, Твой убогий Слуга, жажду ныне стать верным управителем для всех этих страждущих, которые возможно не были в состоянии переносить свои страдания с надлежащим терпением, благодарностью и во славу Божью. Я жажду этого для того чтоб вместо них все эти страдания превратить в жертву прославления. Жертвую их Тебе от их имени, так как будто бы я сам испытывал все эти страдания в моем теле и моем сердце, как я действительно этого жажду. Ныне приношу их за них в жертве Твоему единородному, страждущему Сыну, чтобы посредством их Он был прославлен во веки, а утешения получили все страждущие тут, в этой долине слез или на том, подчиненном Тебе свете.

Вы все, кто страдаете вместе со мною, взгляните на меня и послушайте, что я вам скажу. Мы, убогие члены, утешим же себя и возрадуемся в нашей достопочтенной Главе, то есть в возлюбленном, единородном Сыне, который первый пострадал и не имел тут на земле ни дня отдохновения. Послушайте! Если бы в каком-нибудь убогом роду нашелся только один человек богатый и важный, весь род бы радовался за него. Ах, достопочтенная Глава всех нас изможденных, окажи нам милость и пред твоим всемилостивым Отцом небесным восполни то, чего нам не хватает по причине нашей человеческой слабости – нам, кто не умеет терпеливо переносить испытания! Помни, что некогда Ты пришел на помощь одному из своих слуг и когда он в своем страдании был близок к падению, Ты сказал ему: «Смелее, взгляни на Меня! Я был благородным и убогим, нежным и страждущим, родился в полноте радости, и, не смотря на это, нес бремя страдания». Поэтому мы, отважные рыцари Императора и Господа, не унываем; благородные последователи достопочтенного Предшественника, не теряем отвагу и не страдаем только по принуждению! Ибо если бы даже страдание не приносило бы никакой иной корысти или блага кроме как становления подобным красивому, ясному зерцалу – Христу, уже этого было бы достаточно. Одно кажется мне истиной: Если бы даже Бог одинаково вознаграждал по смерти страждущих и тех кто не страдал, воистину, даже тогда мы должны были бы избрать участь в страдании, только ради того подобия, поскольку любовь всюду где может, охотно уподобляется возлюбленному.

Ох, разве это не слишком дерзко считать, что нашими страданиями мы становимся подобными Тебе, благородный Господи? Твои страдания и наши – как же они не подобны один другому! Господи, Господи, из всех страждущих Ты один никакой виною не заслужил страдания. Ибо кто иной может гордиться тем, что ничем не заслужил страданий? Ибо даже если кто-либо теперь не заслужил на свое нынешнее страдание, то ведь всегда лежат у него на совести какие-либо проступки, за которые заслуживает наказание. Поэтому все мы – хочу сказать, все, кто страдаем или когда-либо страдали, составляем ныне огромный круг, а в его середину ставим Тебя, верного, милейшего и невинного Возлюбленного. Широко открываем наши иссохшие жилы пред Тобою, бьющий, полный милостей Источник, пламенно желая, чтобы Ты нас наполнил. Смотрите, разве это не чудо?! Земля более всего потрескавшаяся от засухи, более поглощает в себя дождевую воду, когда придет ливень. Чем большие вины отягощают нас грешников пред Тобою, тем жадней мы хватаем Тебя открытыми сердцами и – согласно со словами Твоих Божественных уст – жаждем, в радостях и бедах, омываться кровью истекающей из Твоих ран и полностью очистится от всяческих прегрешений. Таким образом Ты получаешь от нас вечную честь и славу, мы же от Тебя – благодать, поскольку действие Твоего всемогущества удаляет всяческое неравенство».

Слуга оставался еще долгое время в этом исступлении, а когда все это верно отпечаталось в глубочайших тайниках его души, он встал исполненный радости и благодарил Бога за полученные благодати.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий