Источник добродетели

3/09/2015, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о совершенстве, VII.

Себялюбие – начало и основа всяческого зла

Я сказал тебе, что все грехи совершаются по отношению к ближнему, согласно с принципом, который Я показал тебе, то есть, что грешники лишены любви, которая дает жизнь каждой добродетели. И так себялюбие, которое уничтожает милость и любовь к ближнему, является началом и основой всяческого зла.

Все скандалы, ненависть, жестокость и всяческая злоба вырастают из этого корня. Себялюбие отравило весь мир и ослабило мистическое тело святой Церкви и все тело христианской религии. Поэтому Я сказал тебе, что в ближнем, то есть в любви к ближнему, укоренены все добродетели и это – правда. Я сказал тебе, что любовь дает жизнь всем добродетелям, ибо ни одна добродетель не может существовать без любви; приобретается же добродетель в чистой любви ко Мне. Ибо когда душа познала себя, приобрела, как мы показали выше, смирение и ненависть к собственному чувственному вожделению, утверждающее этот порочный закон, который связан с ее членами, и который всегда желает противного Духу (Гал 5,17). Потому (душа) поднялась с ненавистью и отвращением к чувственности, подчиняя ее разуму с огромной ревностью. Более того, в себе она нашла величие моей доброты в многочисленных дарах, которые получила от Меня.

Все те благодеяния, которые мы находим в себе, познание себя, которое получила от Меня, смирение ее приписывает Мне, зная, что благодать моя извлекла ее из темноты и привела к свету истинного знания. Познав мою благость, любит ее непосредственно и через посредничество: любит без посредничества себя самой и не ради собственной выгоды, а также любит ее через посредничество добродетели, которая была зачата от любви ко Мне, ибо видит, что она не могла бы быть милой для Меня, если бы не зачала ненависть к греху и любовь к добродетелям. Когда она зачала добродетель в любви, добродетель тотчас же рождает плоды для ближнего; иначе не было бы истиной то, что она зачала ее в себе; но поскольку воистину любит Меня, приносит также этой любовью истинную пользу ближнему. И не может быть по другому, ибо любовь ко Мне и к ближнему является единой; сколько душа любит Меня, столько любит ближнего; ибо любовь к нему проистекает из Меня.

Это – то посредничество, которое Я для вас установил, чтобы вы воспитывали и реализовали добродетель в себе. Не имея возможности приносить пользу Мне, вы должны приносить ее ближнему. Это будет доводом того, что вы имеете Меня в душе вашей по благодати, если принесете ему пользу от многих и святых молитв, со сладостной и любовной жаждой моей славы и спасения душ.

Душа, влюбленная в мою истину, не перестает быть полезна всему миру в целом и в частности, мало или много, согласно готовности того, кто принимает и пламенного желания того, кто дает, как было сказано выше, когда Я открыл тебе, что само страдание без желания недостаточно для того, чтоб смыть вину.

Когда душа ощутила на себе благие последствия объединяющей любви, которая привязывает ее ко Мне и посредством которой она любит саму себя во Мне, она распространяет свое чувство на спасение всего мира, помогая ему в его нужде; оказав уже благо себе, зачав добродетель, когда она зачерпнула жизнь благодати, старается обратить очи на нужды ближнего в частности. Оказав в целом всему творенью одаренному разумом любовь, как было сказано, она приходит на помощь своим ближним согласно с различными благодатями, которые Я ей уделил для служения другим. Кто-то служит учением, то есть словом, уделяя искренние советы без побочных планов; кто-то – жизненным примером, что все должны делать, ибо каждый должен назидать ближнего доброй, святой и учтивой жизнью.

Эти добродетели и многие другие, которые ты не могла бы сосчитать, которые рождает любовь к ближнему. Они различны и Я не даю все их каждому; одну даю тому, другую – другому, хотя никто не может иметь одну, не имея всех, ибо все добродетели связаны друг с другом. Я даю их много таким образом, что каждая кажется главной добродетелью по отношению к другим. Одному даю, прежде всего, любовь, другому – праведность, третьему – смирение, четвертому – живую веру, другим – рассудительность или умеренность, или терпеливость, некоторым – мужество.

Эти добродетели и множество иных Я вкладываю в души в различной мере многим твореньям. Хотя среди этих добродетелей только одна, благодаря своему основанию, является главной добродетелью по отношению к другим. Случается, что душа имеет больше способности для исполнения одной, чем других и эта одна приобретает, от основной добродетели, главный вес. В результате эта добродетель притягивает к себе все иные добродетели, ибо, как было сказано, все они связаны друг с другом любовью.

Точно так же Я раздаю многочисленные дары и благодати, добродетели и иные блага духовные и временные. Что касается благ временных, в том, что необходимо для жизни человека, Я разделил их в большом разнообразии; не хотел, чтобы каждый имел все, что ему необходимо, чтобы люди были способны по необходимости оказывать любовь друг другу. Я мог бы одарить людей всем тем, что им нужно для души и для тела; но хотел, чтоб одни нуждались в других, и чтобы были моими слугами для того, чтоб уделять благодати и дары, которые получили от Меня. Хочет ли человек или нет, не может избежать необходимости исполнять деяния любви. И воистину, если деяние не исполнено в любви ради Меня, оно не имеет никакой сверхъестественной ценности.

Видишь теперь, что желая, чтобы люди исполняли добродетель любви, Я установил их моими слугами, а также поставил их в различных положениях и на разных уровнях. Этим показываю вам, что в доме Отца моего много обителей (Ин 14,2), а также то, что Я не жажду ничего, кроме любви. В любви ко Мне заключена любовь к ближнему; кто любит ближнего – исполняет закон (Мф 22,37-40); поэтому может стать нужным согласно своему положению тот, кто связан этой любовью.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий