Испытание добродетели

3/18/2015, One Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о совершенстве, VIII.

Я сказал тебе как человек становится полезным ближнему и как этим служением он оказывает любовь, которую питает ко Мне.

Сейчас скажу тебе, как благодаря ближнему можно развить в себе добродетель терпения, испытывая зло, которое он причиняет. Человек испытывает смирение благодаря гордому, веру – благодаря неверному, надежду – благодаря отчаявшемуся, справедливость – благодаря несправедливому, милость – благодаря жестокому, мягкость и благость – благодаря гневному.

Все добродетели испытываются и исполняются благодаря ближнему, также как и нечестивые исполняют свои злые дела благодаря нему. Знай, что смирение испытывается гордыней, ибо смирение торжествует над гордыней. Гордый не может причинить зло смиренному, как неверность плохого человека, который Меня не любит и на Меня не уповает, не посвящает себя тому, кто Мне верен; не может уменьшить веру или надежду в том, кто зачал ее в себе через любовь ко Мне; он укрепляет ее и испытывает ее в любви к ближнему. Когда он видит, что кто-либо неверен и не надеется на Меня и на ближнего (ибо тот, кто не любит Меня, не может иметь веру и упование во Мне; но верит и доверяет собственной чувственности, которая поглощает всю его любовь), верный мой слуга не перестает, однако, любить его верно, и с упованием искать во Мне его спасение. Видишь теперь, что неверность и отсутствие упования испытывает веру верующего. В таких и иных обстоятельствах, в которых вера нуждается в утверждении, верующий укрепляет ее для себя и по отношению к ближнему.

Справедливость не только не уменьшается из-за несправедливости других, но и полученные несправедливости показывают, что справедливый пребывает в справедливости благодаря добродетели терпения, точно также как доброта и мягкость пред обличьем гнева свидетельствуют о сладостном терпении, а зависть, отвращение и ненависть являют доброжелательность любви, а также голод и жажду спасения душ.

Добродетель не только укрепляется в тех, кто отвечает добром на зло, но говорю тебе, что зачастую испытание делает их углями пылающими огнем любви, который уничтожает ненависть и обиды сердца и духа разгневанного злодея и превращает ненависть в благожелательность. Такова сила любви и совершенного терпения в том, кто, подвергаясь гневу злодея, переносит без жалобы его недостатки (см. Рим 12, 17-20).

Если ты поразмыслишь над добродетелью мужества и стойкости узнаешь, что она укрепляется тогда, когда мы долгое время переносим оскорбления и клевету со стороны людей, которые зачастую насилием или лестью хотят свести ее с пути и учения истины. Добродетель мужества пребывает непоколебимой и сопротивляется невзгодам, если она была по-настоящему внутренне зачата; тогда она укрепляется по отношению к ближнему, как Я тебе сказал. Если бы во время борьбы с многочисленными невзгодами, она бы не показала свою силу, она не была бы добродетелью по-настоящему укрепленною.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

One Comment

Michael de`OZ @ 18 марта 2015 г. в 17:36

В общем так оно и есть - укреплять добродетель превозмогая пороки окружающих. И чем хуже окружающие тем более сильные добродетели можно развить. А как развивают свои добродетели какие-нибудь сектанты, которые общаются с себе подобными, предположительно такими же добродетельными как и они?

Отправить комментарий