Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о совершенстве, IX.
Вот святые и сладостные деяния, совершения которых я требую от моих слуг, то есть внутренних добродетелей души, испытанных тем способом, как Я сказал. Требую не только телесных поступков, внешних актов, многочисленных и разнообразных покаянных практик, которые являются только инструментом добродетели, а не самой добродетелью. Ибо если бы эти внешние действия были отделены от добродетели, не были бы приятны Мне. Если бы душа не исполняла свое покаяние в тайне, то есть внутренне, привязываясь главным образом к самому покаянию, имела бы в этом препятствие к достижению совершенства. Должна она укоренить его в порыве любви и ненависти к себе, соединенным с истинным смирением и совершенным терпением, как и в других внутренних добродетелях, с голодом и жаждой моей славы и спасения душ. Эти добродетели указывают, что воля мертва или постоянно чувственно умирает под ударами любви добродетели.
С таким распознанием следует творить покаяние, более любить добродетель, чем покаяние, считая покаяние только средством для укрепления добродетели согласно с тем, что необходимо и считаясь со своими возможностями.
Опираясь только на покаяние, душа создавала бы препятствия собственному совершенству, ибо не поступала бы с рассудительностью, которое дает познание себя и моей благости. Не применялась бы к моей истине, а действовала бы неразумно, не любя то, что Я люблю превыше всего и, не ненавидя то, что Я ненавижу более всего. Распознание является ничем иным, как истинным познанием, которое душа должна иметь касательно себя и Меня; в этом познании находится его корень. Является она ветвью привитой к любви и с нею соединенной.
Эта ветвь производит много иных, как дерево, у которого много ветвей. Но тем, что дает жизнь дереву и ветвям является корень, и корень этот должен быть посажен в земле смирения, которое есть матерью-кормилицей любви, к которой привита эта ветвь или это древо распознания. Распознание не было бы добродетелью и приносило бы плодов жизни, если бы не было посажено в добродетели смирения, ибо смирение проистекает из познания, которое душа получает о себе. И Я уже сказал тебе, что корнем распознания является истинное познание себя и моей благости, которое наказывает душе отдавать каждому то, что должна.
И прежде всего она приносит Мне то, что должна Мне, воздавая честь и славу моему имени и приписывая Мне милости и дары, которые, как знает, она заслужила, признавая, что не существует благодаря себе самой, но получила свое существование по моей милости. Все милости, которые она получила кроме существования, также приписывает Мне, а не себе.
Признаю, что она неблагодарна за столько благодеяний, что не пользовалась полученным временем и милостями и, кроме того – заслуживает наказание и сама для себя является предметом ненависти и отвращения по причине стольких прегрешений. Совершает это добродетель благоразумия, основанная на познании себя, которое и есть истинным смирением.
Без этого смирения душа была бы неразумна, а отсутствие распознания проистекает из гордыни, как распознание – из смирения. Не имея распознания, она крала бы у Меня как вор славу и присваивала бы ее себе, чтобы нею гордиться; то же, что принадлежит ей, навязывала бы Мне, жалуясь и ропща против моих укрытых замыслов, которые Я исполняю в ней и в иных твореньях; возмущалась бы всем, как Мною, так и ближним своим. Наоборот поступают те, кто имеет добродетель распознания. Воздав то, что они должны Мне и себе, отдают потом ближнему то, что следует, одаривая его любовью (ср. Рим 13,8), и смирением, и постоянной молитвой, которую каждый обязан творить по отношению к другому. После этого они платят свой долг учением, примером святой и учтивой жизни, советами и помощью, которые необходимы ближнему для спасения, как было сказано выше.
В каком бы состоянии не находился человек, будь он князем или подданным, или прелатом, если у него есть эта добродетель, все, что он делает по отношению к ближнему, делает с рассудительностью и любовью; ибо добродетели эти связаны и слиты друг с другом и посажены в земле смирения, которое проистекает из познания себя.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий