Альберт Лагранж родился 7 марта 1855 в Бург-ан-Бресс во Франции. В 1868 начал обучение в низшей духовной семинарии, где заинтересовался археологией и геологией, которые в это время только еще развивались в качестве самостоятельных научных дисциплин. Его отец желал, чтоб он стал нотариусом, матери же его приснился сон, в котором она увидела его священником. И действительно, в возрасте 11 лет Альберт впервые почувствовал призвание к священнической службе.
В 1872 г., в то самое время, когда он сдавал экзамены в элитную военную школу Сен-Сир (École Spéciale Militaire de Saint-Cyr), он столкнулся с доминиканским орденом, деятельность которого во Франции недавно возобновил о. Лакордер. Однако отец склонил его к изучению права. Альберт начал обучение, которое окончил, защитив докторскую степень в 1878 г.
В 1877 году он пережил духовный опыт обращения и прочувствовал призыв вступить в доминиканский орден.
В 1878-1879 он провел первый год в семинарии в Исси-ле-Мулино, которую вели сульпициане, где он заинтересовался изучением Библии. Очень эмоционально он также подошел к изучению св. Фомы Аквинского. В те времена томизм переживал период своего расцвета. Лагранж помог своему другу, доминиканцу Антонину-Жильберу Сертиланжу, который в 1893 г. начал издавать «Revue thomiste». Под конец новициата в доминиканском монастыре Сен-Максимен, недалеко от которого находится грот св. Марии Магдалины, называемый Ла-Сен-Бом, он решил, что не будет изучать ничего иного кроме Святого Писания. 6 октября 1879 г. он получил монашеское облачение и, согласно со старинным обычаем, новое имя – Мари-Жозеф.
В 1880 г. он был отправлен настоятелями на обучение в Университет в Саламанке в Испании, где он начал изучать древнееврейский язык, и продолжил орденскую формацию. 22 декабря 1883 г. был рукоположен в священники. Ему поручили читать лекции по истории Церкви. Позднее он переехал в Тулузу, где мог посвятить себя изучению Библии, но только частично, поскольку также преподавал философию, проповедовал, принимал исповеди. Чтобы воплотить свое библейское призвание, на три семестра он был послан в Вену, где жил в доминиканском монастыре и мог изучать языки в Венском Университете. Он изучал сирийский, арабский, начал изучать ассирийский, а также основы языковеденья, египетский, иероглифы и древнеегипетское искусство.
Венская интеллектуальная среда дала ему также возможность познакомиться с «немецкой» и раввинской экзегетикой, а также с Мишной. Во время своего обучения в Вене он подружился с приором доминиканского монастыря о. Андреасом Францем Фрювиртом, который позднее стал Генеральным Магистром Ордена. Позднее эта дружба ему очень пригодилась – в тот период, когда его научный подход к изучению Библии встретился с подозрительностью традиционно настроенных теологов и церковных властей.
В феврале 1889 г. провинциал Тулузы решился отправить Лагранжа в доминиканский монастырь св. Стефана в Иерусалиме, с целью основания там библейской школы. Он прибыл в Иерусалим в 1890 г. Первая встреча со Святой Землей очень сильно тронула Лагранжа:
- Я должен признаться (...), что был тронут, воистину восхищен, похищен этой Святой Землей, я был предоставлен самому себе, чтобы наслаждаться историей древних времен. Я так сильно любил книгу (Библию), а теперь созерцал страну! У меня не осталось ни тени сомнения, что изучение Библии в Палестине возможно. (Le Père Lagrange au service de la Bible - Souvenirs personnels. s. 31.)
Инаугурация Практической Школы Изучения Библии состоялась 15 ноября 1890 г. Вскоре после этого в 1892 г. Лагранж создал журнал «Revue biblique». В 1897 г. он инициировал конгресс во Фрибурге, в 1900 г. начал издавать серию «Études bibliques», а в 1902 г. организовал конференцию в Тулузе.
Лагранж применял к изучению Библии исторически-критический метод. Тогда он был новинкой в католическом подходе к изучению Библии. Его обвинили в модернизме и рационализме, вследствие чего церковные власти запретили его публикации, а в 1907 и в 1911 он получил предупреждения. Эти санкции он принял со смирением.
В 1914 г, когда Палестина оказалась под владычеством Османской Империи, он был выслан из страны и обосновался в Париже, где продолжал свои исследования и публикации. Курсы в Библейской Школе были возобновлены после войны. Их начали проводить также профессора – ученики Лагранжа. С 1920 г. Школа получила название «Французская Библейская и Археологическая Школа в Иерусалиме» (École biblique et archéologique française de Jérusalem).
Руководство Школой и журналом «Revue biblique» принял о. Поль Дорм. Лагранж мог посвятить себя писанию комментариев к Евангелию, хотя в 1931 г. был вынужден снова взяться за руководство Школой и изданием журнала.
В 1935 г. состояние здоровья вынудило его вернуться в Сен-Максимен. Пройдя курс лечения, он вернулся к изучению Ветхого Завета, организовывал конференции и курсы. Тремя годами позднее, 10 марта 1938 г., почил в возрасте 83 лет. Был погребен на монастырском кладбище в Сен-Максимен. В ноябре 1967 г. Его останки были перенесены в Иерусалим и перезахоронены в базилике св. Стефана, где ныне и почивают.
Отправить комментарий