Из книги блаженного Генриха Сузо «Жизнь» (Vita), I. Глава 14.
Слуга чувствовал в нутре своем пламенное желание истинного мира сердца, а казалось ему, что в достижении этой цели поможет ему молчание. Поэтому он внимательно следил за своими устами – до такой степени, что в течение тридцати лет нарушил его только раз, а именно тогда, когда вместе со многими другими братьями возвращался на корабле с капитула, и во время трапезы вырвалось у него какое-то слово.
Чтобы легче было в каждой ситуации овладеть языком и не говорить слишком много, он выбрал себе во время размышлений трех учителей и решил не говорить без их особого позволения. Были это трое наших святых: отец наш, святой Доминик, св. Арсений* и св. Бернард. Когда хотел он что-либо сказать, приходил в мыслях от одного до другого и просил позволения, говоря: Jube domine benedicere!** Когда мог что-либо сказать в надлежащем времени и месте, считал, что имеет позволение от первого учителя; когда разговор не вел ни к каким внешним привязанностям, значило это позволение от второго; когда наконец разговор не порождал никаких внутренних трудностей, казалось ему, что он получил разрешение от всех трех. И тогда начинал говорить. В противном случае считал, что должен хранить молчание.
Когда его вызывали к входу, старался помнить о четырех вещах: принять каждого радушно, не вдаваться в долгие разговоры, не отсылать никого без утешения, наконец, возвратиться без какой бы то ни было привязанности.
* Св. Арсений, римлянин из сенаторского рода, по причине своей учености и набожности, был призван императором Феодосием в качестве воспитателя для его сына Аркадия. Чтоб спасти жизнь, на которую покусился неблагодарный воспитанник, убежал в египетскую пустыню, где вел полную святости жизнь отшельника. Умер в 445 г. Сузо весьма почитал его, много раз вспоминает о нем в Horologium Sapientiae.
** «Благослови, Господи!» - формула просьбы о благословение перед литургическим чтением или трапезой.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий