О некоторых видениях

6/27/2014, No Comment

Из книги блаженного Генриха Сузо «Жизнь» (Vita), I. Глава 6.

В тот самый период Слуга имел также множество видений будущего и укрытого, а Бог, насколько это возможно, позволял ему воочию познать небо, ад и чистилище. Часто ему являлись души умерших и рассказывали о своей судьбе: какие они должны были перенести страдания, как им можно было помочь и какая была их награда пред Богом. Кроме прочих явился ему блаженный Мастер Экхарт и благочестивый Иоанн Футерер из Страсбурга. Мастер сказал, что он пребывает в невыразимой славе, в которой его душа была полностью обожествлена в Боге*. Слуга захотел узнать от него две вещи. Сперва то, каким образом пребывают в Боге те, кто благодаря совершенному отрешению соблюли требования наивысшей Истины. На это он ему ответил, что никто не сможет выразить словами их погружение в безспособную** Пропасть. Потом спросил, какие практики лучше всего подходят человеку, который жаждет туда попасть. Ответил ему: "Пусть в совершенном отречении умрет для своего я, пусть принимает все как приходящее не от творений, а от Бога и пусть вооружится молчаливым терпением против людей подобным волкам».

Второй брат, Иоанн***, явил ему также в видении, восхитительную красоту своей преображенной души. Также ему Слуга поставил вопрос, а именно: которое из всех испытаний самое болезненное и одновременно самое полезное. На что тот ответил, что человек страдает больше всего, и одновременно с наибольшей пользой, тогда когда оставленный Богом терпеливо выходит из себя, когда таким образом ради Бога отрекается от Него самого****.

Собственный отец Слуги, который при жизни был сыном мира сего, явился ему после смерти и полон скорби явил ему свое страшное чистилище и то, чем он заслужил его. Научил его также тому, как он может помочь ему. Слуга исполнил его желание. Когда он явился ему следующий раз, сказал, что благодаря его помощи он уже освобожден. Его святая мать, которая при жизни получила от Бога множество необычных благодатей на теле и в душе, также явилась ему в видении и рассказала об огромной награде, которую она получила от Бога. Подобно было с другими несчитанными душами; долгое время он черпал из этих видений много радости и отваги для образа жизни, которую тогда вел.

* То, как Сузо выражается о старшем брате в Ордене и своем духовном учителе, свидетельствует об огромном уважении и сыновнем чувстве, которое питал к нему. Он был благодарен ему за многое, не только в интеллектуальной плоскости; Экхарт освободил его от продолжительных и докучливых сомнений и вдохновил его глубже взглянуть на религиозную жизнь, понимаемую как безграничное упование на Бога в полном отрешении от самого себя. В Книге Истины Сузо старался предать некоторым крайним и осужденным за пантеизм высказываньям Экхарта смысл согласный с учением Церкви. Сам он старательно избегал таких крайностей и неоднозначностей.

** «Безспособную» - которую нельзя выразить при помощи каких бы то ни было «способов», т.е. понятий и воображений.

*** Иоанн Футерер из Страсбурга, также доминиканец из монастыря в Базеле. Сохранилось множество фрагментов его мистических проповедей.

**** «Отрекаться Бога» значит – внутренне согласится на то, чтоб быть оставленным Богом, которое заключается в отсутствии Его утешений, приносящих облегчение и самом большом страдании. Эту мысль шире развивает Мастер Экхарт в 12 Проповеди, ссылаясь на слова св. Павла (Рим 9,3).

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий