Из книги блаженного Генриха Сузо «Жизнь» (Vita), I. Глава 1.
Когда он испытал это Божье действие, сразу же начались в нем борения, во время которых Враг его спасения желал направить его на ошибочный путь. А были они такие:
Исходящее от Бога внутреннее воздействие возбуждало его отвернуться от всего, что бы могло причинить ему вред. Но искушение вело его в противоположную сторону и такие порождало в нем мысли: «Хорошо подумай, поскольку легко начать, но трудно закончить». Внутренний голос обещал ему силу Божью и поддержку, а противоположный голос убеждал, что Бог, несомненно, может ему помочь, но не известно захочет ли. Тогда вспомнил он нечто, что утвердило его в убеждении, а именно, что милостивый Бог благими обещаниями своих Божественных уст подтвердил искреннее желание помогать всем тем, которые начинают во Имя Его.
Когда в этом споре победила благодать, Враг в образе некоего приятеля, пришел к нему со своим искушением и дал ему следующий совет: «Становись лучше – это неплохая идея, но не будь для себя слишком суровым. Чтобы ты смог достигнуть цели, вначале будь умеренным. Хорошо ешь и пей, не отказывай себе ни в чем, только остерегайся греха. Внутри будь таким добрым, каким только хочешь, но избегай чрезмерности, чтоб не испугать кого-либо снаружи. Ведь сказано: «Если сердце благое, тогда и все остальное – также». Можешь забавляться с другими, и ведь все равно быть хорошим. Царство Небесное открыто также и для тех, кто в этой жизни не изнуряет себя такой аскезой». Такие и подобные мысли и слова терзали его в ту пору.
Но отозвалась в нем также Вековечная Премудрость и такими словами отбросила обманчивые советы: «Кто святую жизнь начинает удовлетворения себе, будет выведен в поле, также точно как тот, кто рыбу называемую угрем хочет ухватить за хвост: ускользнет от него то, что он считал уже своей добычей. Кто свое избалованное и мятежное тело пробует усмирить мягкими способами, тот должен хорошо подумать. Кто не хочет отречься от мира, и одновременно желает быть совершенным слугой Божьим, то собирается сделать невозможное и искажает само Божье учение. Поэтому, если хочешь избежать умерщвлений, откажись также от мечты стать праведным».
Эта борьба продолжалась довольно долго, пока, наконец, Слуга не отважился и решительно порвал со своей прежней жизнью. Первым умерщвлением, которое он нанес своему непостоянному сердцу, был отказ от веселого общества. Когда природа еще брала перевес, случалось, что он возвращался и искал отдых среди старых дружков. Но обычно было так, что он приходил к ним веселым, а уходил грустным, поскольку их разговоры и забавы не веселили его, они же не могли вынести его разговоры. Когда он приходил к ним, они неоднократно пробовали поколебать его решение. Один говорил: «Что это еще за причуды?» Второй добавлял: «Живи как все, это – самый надежный путь». Некто еще замечал: «Наверняка это добром не кончится». И так у каждого было, что ему сказать, он же, молча как немой, думал про себя: «Помоги мне, Боже милосердный! Лучше всего было бы убежать. Если бы я не слушал эти слова, они не могли бы мне повредить». Особенную боль причиняло ему то, что не было никого, к кому бы он мог обратиться со своими страданиями, кто бы подобным образом искал такой жизни, к какой он был призван. Так он и ходил угнетенный и иссохший, переживал свое самоотречение в одиночестве, до той минуты, когда затопила его огромная сладость.
* Термин «начинающий», как и другие определения, которые будут появляться в следующих главах: «развивающийся» и «совершенный» - относятся к очередным этапам внутренней жизни. Хотя Сузо, как и другие представители рейнской мистики не принимает твердых временных границ между отдельными периодами внутренней жизни, тем не менее, считает те или иные практики и внутренний опыт более характерными для данных этапов. В обеих частях «Жизни» мы находим их описание – как правило, красочные, образные, но иногда – особенно в последних главах этой книги – более теоретические.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий