Нет, мой рассказ не о Калеруэге, Фанжо или Болонье, прославленных деяниями Святого Доминика. Речь пойдёт о городе, в котором Доминик никогда не был. Собственно, и основан город был спустя несколько веков после кончины Святого. Тем не менее, он носит название Санто-Доминго – в честь основателя Ордена Проповедников – и является столицей Доминиканской Республики, жители которой считают Святого Доминика своим небесным покровителем, а себя называют не иначе как «Dominicanos» (Доминиканцы).
Чем вызвано такое почитание Святого Доминика и любовь к его Ордену в стране, находящейся на расстоянии тысяч километров от его родины? Какова история и современное положение Ордена Проповедников в Доминиканской Республике?
Несколько слов о самой стране. Расположена она в восточной части острова Гаити, который прежде носил название Эспаньола. Этот остров был одним из первых открытых Христофором Колумбом во время его экспедиции в 1492 году. Уже очень скоро испанцы основали на острове свои постоянные поселения.
Памятник Христофору Колумбу в городе Санто-Доминго |
Город Санто-Доминго был основан 5 августа 1496 году младшим братом Христофора Колумба, Бартоломео Колумбом, на берегу реки Осама, являясь тем самым старейшим населённым пунктом Америки, основанным европейцами. Вначале город назывался Новая Изабелла, однако впоследствии был переименован в Санто-Доминго в честь Святого Доминика. Этому во многом способствовала активная деятельность членов Ордена Проповедников и уважение, которым они пользовались в Новом Свете.
Первые братья-доминиканцы прибыли на Эспаньолу в сентябре 1510 года. Ими были выходцы из испанских городов Саламанки и Авилы: брат Педро де Кордоба, брат Антонио де Монтесино и брат Бернардо де Санто Доминго. Два месяца спустя к ним присоединилось ещё пять братьев, а в мае 1511 года – ещё шестеро. Они положили начало первой общине Ордена Проповедников в Америке, настоятелем которой стал Педро де Кордоба. В то же время началось строительство монастыря в столице тогда ещё совсем молодой испанской колонии. Братья поселились в нём в 1517 году, хотя строительные работы ещё продолжались.
Храм монастыря Ордена Проповедников в Санто-Доминго |
В 1530 году велось возведение монастырского храма, и между 1531 и 1532 годами состоялось его официальное открытие в присутствии братьев Педро де Кордобы, Реджинальдо де Монтесино, Бартоломе де Лас Касаса и Антонио де Монтесино. Этот монастырь, сохранившийся до наших дней, является одним из старейших зданий Северной и Южной Америки.
Интерьер храма |
Храм монастыря почти не претерпел существенных изменений, хотя получил повреждения во время урагана 1545 года. Интересно, что при нападении на Эспаньолу знаменитого пирата Фрэнсиса Дрейка храм монастыря Ордена Проповедников оказался единственным зданием, не подвергшимся разграблению. В 1673 и 1684 годах в стране произошли разрушительные землетрясения, нанесшие ущерб монастырю. Но в 1746 году фасад здания был отреставрирован и обрёл черты стиля испанского барокко. Недалеко находится также храм Третьего Ордена Доминиканцев.
Доминиканские монастыри располагались в основных городах Эспаньолы: Санто-Доминго, Сантьяго и Пуэрто-Плата – и вскоре стали центрами образования, проповеди и катехизации. На базе теологической школы монастыря в Санто-Доминго в 1538 году был основан старейший в Новом Свете университет, который был назван в честь Святого Фомы Аквинского и находился на попечении Ордена Проповедников. Обучение в нём студентов началось по указанию короля Испании Филиппа II. В университете было четыре факультета – медицинский, юридический, философский и теологический. Наибольшее внимание уделялось изучению богословия, преподавание которого велось на весьма высоком уровне и принесло университету известность, а Ордену – славу.
Фрагмент фасада храма |
Однако более всего братья преуспели в деле защиты прав коренных народов Америки – индейцев. Именно благодаря этой деятельности Орден Проповедников снискал любовь и уважение со стороны местного населения, которому братья-доминиканцы оказывали всяческую помощь и защиту.
Монумент Антонио де Монтесино в Санто-Доминго |
Первым, кто выступил в защиту индейцев, стал брат Антонио де Монтесино. 21 декабря 1511 года он произнёс свою знаменитую проповедь, в которой осудил жестокость испанских колонизаторов по отношению к индейцам. Он обращался к испанцам: «...На каком основании вели вы столь неправедные войны против миролюбивых и кротких?.. Разве они не люди? Разве нет у них души и разума?»
Эти слова вызвали возмущение конкистадоров, в том числе адмирала Диего Колумба (сына Христофора Колумба) и других представителей короля. Они добились того, что король Фердинанд II подписал приказ, согласно которому брат Монтесино и другие доминиканцы, которые его поддерживали, должны были вернуться в Испанию. Однако Монтесино и его товарищам удалось убедить короля в правильности своей позиции. В результате король созвал специальную комиссию, деятельность которой легла в основу так называемых «Бургосских законов» («Leyes de Burgos»), представлявших собой первое законодательное установление касательно индейцев во всей истории Америки, признающее за индейцами право на личную свободу и человеческое обращение.
Бартоломе де Лас Касас |
Проповедь Антонио де Монтесино произвела большое впечатление на Бартоломе де Лас Касаса, который эмигрировал на Эспаньолу из Севильи в 1502 году. Он также решает посвятить свою жизнь борьбе за права индейцев, становится единомышленником и соратником Монтесино и в 1522 году вступает в Орден Проповедников. В своей книге «Кратчайшая реляция о разрушении Индий» (исп. Brevísima relación de la destrucción de las Indias), опубликованной в 1552 году, Бартоломе де Лас Касас приводит описание зверств, творимых конкистадорами в Америке, отстаивая права её коренных жителей. Он справедливо полагает, что испанцы должны не уничтожать индейцев, а обращать их в христианство. Таким образом, индейцы обрели бы спасение души, а испанская корона – верных подданных.
Лас Касас также написал свой известный труд «История Индий» (исп. Historia de las Indias), в котором, между прочим, записал столь впечатлившую его проповедь Антонио Монтесино. Он же был редактором опубликованного судового журнала Христофора Колумба.
После возвращения в Испанию Бартоломе де Лас Касас устроил в 1550 году в Вальядолиде большой диспут со сторонником колонизаторов, Хуаном Гинесом де Сепульведа. И хотя «энкомьенда» (исп. encomienda), которая, по сути, порабощала индейцев, возобладала, так как была выгодна колонизаторам, деятельность Бартоломе де Лас Касаса оказала большое влияние на защиту прав коренных народов Америки. В 2000 году Католическая Церковь начала процесс по его беатификации.
Жители Доминиканской Республики с благодарностью помнят своих защитников из Ордена Проповедников: монументальная статуя брата Антонио де Монтесино, произносящего свою проповедь, украшает набережную города Санто-Доминго, а одна из площадей города носит имя брата Бартоломе де Лас Касаса.
Пямятник Бартоломе де Лас Касасу на площади в Санто-Доминго, носящей его имя |
Как же в дальнейшем развивалась судьба Ордена Проповедников на Эспаньоле? Власть на острове переходила то к испанцам, то к французам пока в 1822 году город Санто-Доминго не попал под контроль соседней Республики Гаити. В 1825 году монастырь Ордена Доминиканцев в Санто-Доминго был закрыт гаитянским правительством. Позже он стал прибежищем различных религиозных Орденов. 29 августа 1954 года братья-доминиканцы вернулись в страну, чтобы восстановить свой прежний монастырь.
В настоящее время в Доминиканской Республике действует три монастыря Ордена Проповедников: в Санто-Доминго, Сантьяго и Сейбо.
Юлия Карлова OPs
Отправить комментарий