Окончание Книги Божественных Утешений (Das Buch der göttlichen Tröstung), Мастера Экхарта. III,9-12.
А вот еще одна тема, которую хочу еще затронуть. Кто-либо тупого ума может сказать, что многое из того что я написал в этой книге и еще где-нибудь, не является истиной. Таким отвечу словами св. Августина из первой книги его Исповеди*. Выражает он там мнение, что Бог уже сейчас совершил все, что должно совершиться в будущем, даже через многие тысячи лет, если бы мир должен был так долго существовать, а также, что Он совершает сегодня также то, что свершилось много тысяч лет тому назад. Чтоже мне поделать, если кто-то этого не понимает? – спрашивает он. А в другом месте снова говорит, что если кто-либо хочет ослепить других, для того чтоб скрыть свою собственную слепоту, доказывает тем самым слишком бросающееся в глаза себялюбие**. Мне довольно, если то, что я говорю и пишу, является истиной во мне и в Боге. Если кто-либо опустит в воду палку, покажется ему кривой, не смотря на то, что она прямая; причиною тому – большая плотность воды в сравнении с воздухом, ибо палка как сама по себе, так и в глазах видящего ее человека через чистый воздух – совершенно прямая.
Св. Августин говорит: «Кто познает то, что не принесло внешнее око, кто видит вовнутрь, без множества понятий, детальных предметов и материальных представлений, тот знает, что это – истина»***. Кто же ничего об этом не знает, тот издевается и насмехается надо мною. Но мне его жаль. На самом деле такие хотят видеть и переживать вечное, пребывающее в свете вечности, но одновременно сердце их все еще метается между днем вчерашним и завтрашним.
Языческий учитель Сенека говорит: «Если хочешь говорить о вещах великих и возвышенных, очисти и расширь свое сердце и вознеси душу»****. Кто-либо скажет, что такие поучения не следует говорить или записывать для людей неученых. На это отвечу: если мы не будем учить неученых, никто не научится, никто также не будет уметь потом учить или писать. Ибо для того мы учим неученых, чтобы стали учеными. Если бы не было нового, ничто также не могло бы устареть. «Здоровые не нуждаются в лекаре», говорит Христос (Лк 5,31). Для того существует лекарь, чтобы больным возвращал здоровье. Если кто-либо понимает эти слова ошибочно, что же может с этим поделать тот, кто эти истинные слова представляет надлежащим образом? Св. Иоанн благовестит святое Евангелие верующим, а также всем неверующим, для того чтоб стали верующими, и не смотря на это начинает ее наиболее возвышенными словами, которые человек не может произнести о Боге; также его слова, подобно как и Христа, могут ведь быть неправильно поняты.
Пусть богатый любовью и милосердием Бог-Истина сотворит, чтобы мы – я и те, кто эту книгу будет читать – обрели в себе истину, и чтоб она была всегда пред их очами. Аминь.
* Исповедь 1,6,10.
** там же 5,6,10.
*** там же 11,8,10.
**** Сенека, Ep. 71,24.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий