Благо и Благой

8/09/2012, No Comment

Из Книги Божественных Утешений (Das Buch der göttlichen Tröstung), Мастера Экхарта. I,1,1-2

Во-первых, следует знать, что премудрый и премудрость, истинный и истина, праведный и праведность, благой и благо соотносятся взаимно и пребывают в следующем отношении*: Благо не является сотворенным, соделанным и рожденным, но является рождающим и рождает благого, а он как таковой не является сотворенным или соделанным, но рожденным дитем и сыном блага. Благо рождает в благом самого себя и все, чем оно является: вливает в него бытие, знание, любовь и действие, он же получает в полноте свое бытие, знание, любовь и действие прямиком из сердца, из глубочайшей внутренности блага и только от него. Благой и благо являются одним и тем же благом, единым во всех отношениях, исключая противоположность: рождает – рождается. Тем не менее, рождение являющееся функцией блага и рождение благого являются абсолютно одним бытием и одною жизнью**. Все, чем является благой получено от блага и в нем. Там существует, живет и обитает. Там познает себя самого и все другое, а также любит все, что является предметом его любви. Также в благе и ним действует, а оно все свои деяния совершает вместе с ним и в нем, согласно словам Сына записанными в Евангелии: «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин 14,10); «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин 5,17); «все, что имеет Отец - мое есть, а все что имею Я и Мои, принадлежит Ему: Его – в даянии, Мое – в приятии» (ср. Ин 17,7-10).

Следует также знать, что когда мы говорим о «благом», это название или слово не означает и не заключает ничего иного – ни более, ни менее – только само чистое благо, с той только оговоркой, что это благо понимаем как дающее (рождающее). Когда говорим о благом, понимаем, что его «бытие благим» дало ему, влило, родило в нем Благо нерожденное. Поэтому Евангелия говорит: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин 5,26). Не говорит: «от себя», но «в себе» - ибо дал Ему ее Отец.

* На тему перечисленных тут т.н. чистых совершенств (perfections purae или generales) Экхарт говорит также в Проповедях 10, 39 и 66.

** Согласно с общим принципом утверждающим, что «действие и становление являются чем-то единым (Проповедь 6).

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий