Сатанинское искушение запахом

7/30/2012, No Comment

Из книги Libellus de principiis Ord. Praedicatorum бл. Иордана Саксонского (115-119).

Что хуже, временами, как бы по подобию проповедей, он так успешно пользовался словами, что даже сам способ произношения возбуждал сердца слушателей к обильным слезам. Так же и тело одержимого брата было иногда каким-то странным образом проникнуто такими приятными запахами, которые ни один человек не мог бы составить. Такому виду искушения он нечестиво поддал и меня самого, притворяясь, что его тяжко мучают эти запахи, посланные якобы с небес по воле ангелов, в то время как это он сам расставлял эти капканы, чтобы наглым образом создать видимость святости.

В конце концов, когда однажды тяжко мучил этого брата в нашем присутствии, начал изображать большое смятение и громко кричать: Вот запах, вот запах, вот запах! Мгновение позднее излилось на этого брата приятное благоухание, а он подменой голоса и изменением выражения лица притворялся, что страдает из-за страха и пренебрежения. Потом сказал мне: Знаешь, чего я боялся? Вот прибыл ангел этого брата и утешал его самыми приятными запахами, и это его утешение стало для меня тяжкой пыткой. Но вот я вытащу для тебя из своей сокровищницы запахи другого рода, с которыми я привык появляться. Лишь только он закончил говорить, наполнил воздух запахом серы, желая в такой последовательности скрыть обман, которым был предыдущий милый аромат.

Сатана многократно испытывал меня подобным способом, меня разрывали многие противоречивые мысли, и я даже засомневался в своих заслугах, колебался, будучи неуверен, окруженный отовсюду восхитительным благоуханием, куда бы я ни направился. Я осмелился едва вытянуть руки опасаясь утратить эту сладость, происхождение которой я тогда не осознавал. Если я нес чашу, как это обычно происходит, чтобы принести гостию Тела Господнего, мне казалось, что этот восхитительный запах безмерной сладости возникает из моей чаши, да так, что величина этой сладости могла бы всего меня преобразить.

Однако дух истины не позволил, чтоб обман злого духа продолжалась долго. И вот когда однажды я должен был где-то служить Святую Мессу, я внимательно молился словами псалма: Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною (Пс 35,1), особенно сильным в борьбе с искушениями, и размышлял над стихом: Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе» (35,10), неожиданно излилась на меня такая безмерная бездна благоухающей сладости, что мне показалось, что проникла она до мозга всех моих костей. Так ошеломленный и тронутый таким необычным происшествием, я взмолился к Господу, чтобы – если все это ловушки сатаны – открыл мне это в благодати своей, и не позволил больше, сильному угнетать нищего (ср. Пс 72,12), не имеющего ниоткуда помощи. Сразу после того, как я вознес свою молитву к Господу – упоминаю об этом к Его славе – я получил такое сильное внутреннее познание и такой бесспорный знак, что явленная мне истина в полноте безопасна, что уже полностью перестал сомневаться и познал, что вся эта ложь – дело коварного недруга.

С тех пор, после раскрытия тайны беззакония, когда я уверился, что этот брат поддан дьявольским искушениям, мы оба перестали ощущать этот запах. С этого момента также тот, кто ранее привык говорить нам часто и очень набожно, начал говорить слова злобные и отвратительные. А когда я задал ему вопрос: Где же теперь твои красивые словечки? - ответил мне: Мой коварный замысел раскрыт, теперь хочу явно творить зло.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

ранее, продолжение

No Comment

Отправить комментарий