О следовании за Богом и добром пути

6/30/2012, No Comment

Из книги Духовных поучений (Die rede der underscheidunge) Мастера Экхарта.

Пусть человек, который начинает новую жизнь или приступает к новому делу, обратится к Богу и со всею силою и набожностью молит дать ему то, что для него является наилучшим, наимилейшим и достойнейшим. Пусть при этом не желает и не ищет ничего своего, единственно – возлюбленной превыше всего воли Божьей. Если тогда Бог даст ему что-либо, пусть принимает прямо от Него, пусть считает это наилучшим для себя и будет этим полностью доволен.

И если даже позднее больше понравится ему другой путь, пусть не смотря на это, думает так: этот путь Бог предназначил для меня, и я должен считать его наилучшим для себя. Пусть довериться Ему, а все остальные добрые пути, какие бы они ни были, пусть включит в этот единственный и ему подчинит. Ибо каждое благо, которое Бог связал с единственным путем и на нем уделял, можно обрести на всех других. На одном пути можно достичь всего, что предлагают все другие пути, удалив конечно то, что присуще каждому из них. Ведь человек должен ограничиться одним и не может делать все одновременно. Это должно быть одно, а в нем нужно заключить все вещи. Ибо если бы человек хотел делать все, и то и это, оставить свой путь и следовать иным, который ему в данный момент больше приходиться по вкусу, повлекло бы это за собою огромное непостоянство. А поэтому совершенным оказался бы не тот человек, пусть даже святейший, который бы переходил из одного ордена в другой, но тот, кто раз и навсегда перешел бы из мира в какой-либо орден; причина этого лежит в смене путей. Пусть держится одного и на нем пребывает, пусть включит в него все, что доброе на других, и считает его Богом данным. Пусть также не начинает сегодня одно, а завтра другого, и не беспокоится, что так поступая, потеряет какое-либо добро. Ибо с Богом ничего нельзя потерять. Как Он сам ничего не может потерять, так точно ничего нельзя потерять вместе с Ним. Поэтому возьми от Него Единственное и к нему приводи всяческое добро.

А если окажется, что одна вещь не выносит и не допускает другой, пусть это будет для тебя верным признаком того, что одна из них не происходит от Бога. Одно добро не может быть врагом другого, и подтверждают это слова Христа: «всякое царство, разделившееся само в себе, падет» (Лк 11,17) и подобные им: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк 11,23). Поэтому, если одно добро исключает другое, даже наименьшее, или даже его уничтожает, пусть это будет для тебя верным знаком, что не происходит оно от Бога. Ибо в противном случае, вместо того, чтоб уничтожить – обогатило бы.

Появляется тут определенная трудность. Нет и малейшего сомнения в том, что верный Бог забирает к себе каждого в наилучшем для него моменте. Это правда, Он никогда не забирает человека лежащего, если бы мог найти его стоящим, ибо Божья доброта всему назначила цель - то, что для него наилучшее. И как раз в связи с этим некто поставил такой вопрос: Почему Бог не забирает сразу из этого мира тех, о которых знает, что они потеряют благодать крещения; почему не посылает им смерть в детстве, пока они еще не пришли к использованию разума, не смотря на то, что это было бы для них наилучшим; Он ведь знает, что они падут и уже не встанут.

На это я ответил: Бог не уничтожает никакое благо, но его восполняет. Не уничтожает Он также природу, но ее восполняет. Также и благодать не уничтожает природу, но ее совершенствует*. Так вот, если бы Бог уничтожил природу у самого ее начала, означало бы это по отношению к ней насилие и несправедливость, а Он чего-либо подобного не делает. Человек имеет свободную волю, которая может выбирать добро и зло, Бог же предоставляет ему выбор: смерть за совершение зла, и жизнь за добрые поступки. Человек должен быть свободен и хозяином своих поступков, и не испытывать в этом ущерба или принуждения. Благодать не уничтожает природу, но ее совершенствует. Прославление не уничтожает благодать, но ее восполняет, ибо является благодатью в совершенстве. Поэтому в Боге нет ничего, что бы уничтожало то, что каким бы то ни было образом, существует, Он является скорее Восполнением всего. Подобно должны поступать также и мы: не уничтожать в себе никакое, даже наименьшее добро и наименьший способ из-за другого, большего, но следует его совершенствовать, помогая полному его развитию.

Когда речь шла о человеке, который должен был начать новую жизнь, я сказал так: таковой должен стать человеком, в каждой вещи ищущим Бога, а также – во всякое время и на каждом месте, во всех людях и на каждом пути Его находящим. В этом можно возрастать всегда и неустанно, никогда не достигая предела этого возрастания.

* В этом предложении заключается необычайно важная не только для теологии, но и для всей христианской педагогики, аксиома определяющая отношение спасительного, освящающего Божьего деяния и натуральных склонностей и возможностей человека. Часто использует его св. Фома Аквинский. В полной формулировке эта аксиома звучит так: Благодать не уничтожает природу, но ее обосновывает, возносит и совершенствует (Gratia non tollit naturam, sed eam supponit, elevat atque perficit).

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

комментарии: о. Веслав Шимона ОР

окончание

No Comment

Отправить комментарий