Советская пропаганда клеймила его как «буржуазного философа-неотомиста, написавшего враждебную марксизму книгу о диалектическом материализме». Бохеньский действительно был прекрасным специалистом в марксистско-ленинской диалектике, но критика таковой не была единственным его увлечением. Был он логиком, историком логики и философом, советологом и даже египтологом.
Юзеф (Иосиф) Франциск Эммануил Бохеньский родился 30 августа 1902 года в Чушове (к северо-востоку от Кракова) в Польше. По окончании гимназии во Львове (в 1920), в качестве добровольца принял участие в польско-большевицкой войне, сражаясь в 8-ом Уланском Полку. С 1920 изучал право в Университете Яна Казимира во Львове, а спустя два года переехал в Познань, где 4 года изучал экономию и политэкономию.
Во время майского переворота 1926 года стал на сторону легального правительства. В этом же году, по совету доминиканца о. Яцека Воронецкого, поступил в духовную семинарию в Познани, шесть лет спустя был рукоположен в священники, а в следующем году вступил в Доминиканский Орден. В 1928-1931 годах изучал философию во Фрибурге (Швейцария), а позднее получил теологическое образование в Риме, получив степень доктора. С 1934 года преподавал логику в римском коллегиуме Ангеликум (был профессором с 1934 по 1940 год). Дважды (в 1932 и 1934 годах) принимал участие в Международных Томистических Конгрессах. В 1938 году защитил титул хабилитированного доктора в Ягеллонском Университете (тема диссертации: «История логики модальных суждений»).
Во время II мировой войны был капелланом Войска Польского. В составе II Корпуса в Италии принимал участие в битве под Монте Кассино.
С 1945 года стал профессором современной философии Университета во Фрибурге, а с 1964 по 1966 был ректором этого Университета. Был также руководителем Института Восточной Европы (Osteuropa-Institut in Freiburg) во Фрибурге, редактором журнала "Studies in Soviet Thought" и издательской серии "Sovietica".
Известный своей необузданной энергией и эксцентричными формами поведения, почти в 70-летнем возрасте, Бохеньский получил лицензию пилота.
Почил 8 февраля 1995 во Фрибурге, в завещании передав свое тело для научных исследований.
Бохеньский был логиком, историком логики и исследователем современной философии: история логики и критика современной культуры обозначили два главных направления его научных исследований. Первоначально он посвятил себя исследованиям в области логики, но на этом поприще он столкнулся с господствующими во времена его молодости ограничениями: католические академические круги с подозрением относились к современной формальной логике, ассоциируя ее с враждебным религии неопозитивизмом. В этой ситуации Бохеньский был вынужден заняться исследованиями в области истории логики, которые были свободны от подобных предубеждений. Истории логики он посвятил свою докторскую диссертацию (1938), а также работу Elementa logica Graecae (1937). Синтезом многих исследований и многочисленных публикаций Бохеньского по истории логики является его работа Formale Logik (1956).
Он многократно менял свои философские взгляды. В молодости симпатизировал кантианству, позднее стал сторонником томизма, который соединял с аналитической философией. В начале 60-тых он оставил томизм, подвергая ревизии свои взгляды на развитие европейской философии и создавая свою собственную систему христианской аналитической философии.
Бохеньский делил историю логики на три краткие периоды быстрого развития, разделяемые долгими временами практически полного упадка. Вот эти периоды развития: IV/III в. до н.э. (логика Аристотеля и стоиков), XIII / XIV вв. (схоластическая логика), а также современный период, начинающийся в конце XIX в. (развитие математической логики). Эти же периоды одновременно являются периодами расцвета философии – первый дал миру Аристотеля, второй – св. Фому Аквинского, третий – современную аналитическую философию. История логики, согласно Бохеньскому, показывает, что логика и методология развиваются и совершенствуются, а значит, не являются незыблемыми и неизменными инструментами познания. Эти инструменты наиболее совершенным образом использует только аналитическая философия, поэтому только она является научной философией. Все другие направления современной философии являются свидетельством упадка логики и философии и являются предметом изучения второго направления мысли Бохеньского – критики современной культуры.
Для аналитической мысли самого Бохеньского ключевое значение имеет марксизм, а особенно марксизм-ленинизм (он строго отделял мысль самого Маркса как социолога от позднейшего марксизма-ленинизма) который считал синтезом и кульминацией всех современных суеверий. В его состав входит сциентизм как суеверное убеждение во всемогуществе науки, антропоцентризм, как суеверное убеждение в особенной позиции человека во вселенной, прогрессивизм - суеверное убеждение в неограниченном историческом развитии и прометеизм - суеверное убеждение во всемогуществе человека, достигаемом при помощи развития науки и техники. Единственной «живой» современной цивилизацией Бохеньский считал европейскую цивилизацию, возведенную на трех фундаментах: 1) греческое отношение к чистой форме; 2) римское отношение к сообществу (прежде всего речь идет о Римском Праве); 3) иудео-христианский подход к экзистенциальным проблемам.
Работа Ю.М. Бохенского «Современная европейская философия (первой половины XX века).
Отправить комментарий