Томмазо Кампанелла

6/23/2011, No Comment

Идеологи коммунизма очень любили своих героических предшественников – утопистов. Считали их настоящими пророками, провозвестниками идеального «светлого будущего», которым должно было стать коммунистическое общество. Конечно, далеко не все убеждения этих «пророков» отвечали «канонам святости» коммунизма. Этих идеологов не мог не смущать, например тот факт, что «самый главный утопист» - Томас Мор, приняв мученическую смерть, стал святым Католической Церкви. И спрашивается, за что же он отдал свою жизнь? За «темное прошлое»! Поэтому несравненно большим уважением пользовались те предтечи коммунизма, которым пришлось изрядно пострадать от той же «цитадели мракобесия» коей была вышеупомянутая Церковь. Автор другой утопии – «Города Солнца», проведший в застенках инквизиции целых 27 лет, как кажется, идеально подходил на эту роль. Вот только за какие именно убеждения он пострадал?

Джованни Доменико Кампанелла появился на свет 5 сентября 1568 года в селении Стиньяно, в Калабрии, в семье бедного портного. В четырнадцатилетнем возрасте (в 1582 г.), вдохновленный проповедями некоего доминиканца, а также рассказами о традициях и духовности Ордена Проповедников, он вступает в монастырь, принимая монашеское имя Фома (Томмазо), предположительно, в честь св. Фомы Аквинского, который благодаря своему интеллектуальному наследию, стал для молодого Кампанеллы примером для подражания.

Однако Томмазо очень быстро отошел от основ учения своего великого предшественника. В 1588 году он знакомится с неким еврейским мудрецом – Авраамом, адептом оккультных наук, который учит его составлять гороскопы и пророчит ему великое будущее. На мировоззрение Кампанеллы повлияло также учение Бернардино Телезио – известного противника схоластики и философии Аристотеля. Нет ничего удивительного в том, что в Ордене, духовность и научные традиции которого основывались на наследии последователя Аристотеля – св. Фомы, нашему Фоме стало тесно. Он оставляет Орден и бежит в Неаполь, где издает книгу «Философия, основанная на чувствах», главная идея которой гласит, что природу следует объяснять, основываясь не на априорных суждениях древних авторитетов, а на основе чувственного опыта. Его обвиняют в распространении ереси и даже в продаже души дьяволу.

Томмазо продолжает свою борьбу с «цитаделью мракобесия», пишет новые книги, и подвергается новым гонениям. Он пережил также арест и годовое содержание под стражей в монастырском карцере. Нужно заметить, что по договоренности между Церковью и государством, члены монашеских орденов обвиненные в каких либо преступлениях имели право содержаться в заключении в своих монастырях. Если бы Томмазо попал в государственную тюрьму – и условия содержания и приговор были бы намного жестче. В конце концов, ему повелели осудить взгляды Телезио и далее держаться учения св. Фомы.

Кампанелла покидает Неаполь и перебирается в Падую, где пишет новые работы и снова нарывается на неприятности. Он подвергается очередному аресту, а при обыске у него находят очень-таки «научную» книгу – руководство по геомантии (гадание по фигурах на песке). После двухлетнего расследования (в 1596 г.), Кампанелла был обвинен в «серьезном подозрении в ереси» и приговорен к отлучению от Церкви. На этом конечно история его злоключений не оканчивается, следуют новые обвинения, новые допросы, новые заключения под стражу. В конце концов (в 1597 г.) его отпускают на волю, но при условии немедленного возвращения на родину.

Вернувшись в Калабрию, находящуюся под испанским владычеством, Кампанелла, мечтая увидеть свою страну независимой республикой, включается в движение сопротивления, в которое было втянуто множество (более трехсот) духовных – доминиканцев, августинцев, францисканцев. Штаб заговорщиков располагается в Стило в монастыре св. Марии, где жил Кампанелла. В результате предательства заговор был раскрыт, а его руководители, в том числе и Кампанелла – арестованы.

Кампанелла отрицал свою причастность к заговору, стойко выдерживал пытки и, чтобы избежать смертного приговора, пробовал симулировать безумие. В конечном итоге это помогло – смертный приговор был заменен на пожизненное заключение.

Находясь в тюрьме, Кампанелла пишет свое главное творение – «Город Солнца» (La Città del Sole) и еще несколько трактатов философского характера.

Будучи священнослужителем, Кампанелла не мыслит свой идеальный город без религии, но эта религия вовсе не христианство, а некая мистическая метафизика, лишенная каких бы то ни было обрядов. Политическое устройство можно назвать тоталитарной теократической аристократией: главой государства является первосвященник, избираемый из числа наимудрейших граждан, составляющих элиту города. Кроме идей социального равенства, которое достигается отказом от собственности, Кампанелла выдвигает идеи равенства «морального» - общими в этом коммунизме является не только собственность, но и женщины. Браки, заключенные в Городе Солнца не имели ничего общего с любовью. По аналогии с лошадями и собаками – браки между людьми заключались с целью улучшения человеческой породы (подбором супругов занимались священнослужители), ну а бесплодные женщины становились общими женами.

Осуществление идей представленных в «Городе Солнца» Кампанелла видел в появлении в будущем «всемирного государства», созданного на основе Испанского королевства, духовную власть в котором должен осуществлять Римский Папа (мысль, разработанная им в трактате «De Monarchia Messiae»).

В конце концов, Матерь-Церковь смиловалась над своим блудным сыном. В 1628 году, по требованию папы Урбана VIII Кампанелла выходит на свободу. Он издает написанные за годы заключения книги и выезжает во Францию, приняв опеку кардинала Ришелье. В 1638 году он также составляет гороскоп для новорожденного наследника французского престола и предрекает будущему Людовику XIV долгое и счастливое царствование.

Умирает Томмазо 21 мая 1639 года в монастыре св. Иакова в Париже.

No Comment

Отправить комментарий