История Розария

2/16/2011, No Comment

(вступление)

Из статьи брата Богуслава Коханевича ОР, “Teofil” 1(19), Krakow 2004.

Изучение истоков молитвы Святого Розария – задание не из легких. Хотя практически ежегодно и появляется множество публикаций на тему Розария, число действительно серьезных работ, которые открывают нечто новое в истории этой молитвы, сравнительно невелико.

До конца XIX века господствовало всеобщее убеждение, что творцом Розария был святой Доминик. Впервые это убеждение поставил под сомнение Томас Ессер, который заявил, что начала Розария следует приписать, жившему в XV веке, немецкому картезианцу Адольфу из Эссена.

Работа Франца Вильяма, под названием «История Розария», появившаяся в 1948 году, выдвинула новую гипотезу, что известная нам богородичная молитва была плодом постепенной эволюции четырех псалтырей: Псалтыря Pater noster, Псалтыря Ave Maria, Псалтыря веры в Иисуса и Псалтыря любви Марии.

Одна из фундаментальных работ на тему истории Розария принадлежит немецкому иезуиту К. И. Клинкхаммеру, который, опираясь на исследование средневековых источников, представил вклад немецких картезианцев в развитие молитвы розария. Согласно Клинкхаммеру влияние картезианцев на вид молитвы розария было таким значительным, что даже форма Розария предложенная доминиканцем Аланом де ла Рош, является ничем иным, как обработкой Розария картезианцев.

В 1974 году вышла статья Андреаса Хайнца, который совершил настоящий переворот в исследованиях истории Розария. Автор опубликовал богородичный псалтырь – фрагмент рукописи XIV века, который разрушил гипотезу Клинкхаммера об исключительной монополии картезианцев на начала Розария. В свете этого нового открытия, это не немецкие картезианцы, а цистерцианские монахини пользовались Псалтырем Марии уже в 1300 году.

Через несколько лет была опубликована докторская диссертация Р. Шершеля, который пытался доказать связь между Розарием и Иисусовой Молитвой восточных Отцов пустыни. К сожалению, как замечают многие историки, вышеупомянутая публикация содержит множество противоречий, а некоторые аспекты представлены вообще тенденциозным способом.

Среди трудов посвященных истории Розария есть также работы доминиканцев. Г. Меерссеман опубликовал обширное исследование посвященное братствам Розария в Италии. Риккардо Бариль издал недавно (1990 г.) книгу, в которой собранные им интересные информации были представлены в уже неактуальной перспективе, назначенной Вильямом.

Целью нашей работы является исследование происхождения молитвы Розария, а в особенности – вклад доминиканцев в ее развитие. Не соглашаясь с гипотезой выдвинутой Вильямом, мы хотим представить новую гипотезу, которая гласит, что Розарий является плодом синтеза устной молитвы, основанной на повторении серии Ave Maria и размышлений, которая достигла своей полноты в Розарии бл. Алана де ла Рош.

Для доказательства представленной гипотезы нынешнее исследование представлено в двух основных частях. В первой части будет указан постепенный процесс развития устной молитвы, который выражается в переходе от Псалтыря Давида до Псалтыря Блаженной Девы Марии. Вторая часть будет посвящена размышлениям над тайнами Розария. Укажем постепенное развитие размышлений над событиями из жизни Христа и Его Матери; начиная от медитации радости и страстей Марии, через размышление спасительных тайн жизни Христа, заключенных в так называемых «клаузулах» (в традиции сестер цистерцианок и братьев картезианцев), и заканчивая тайнами предложенными в псалтыре Алана де ла Рош.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий