Шестнадцатого августа 1233 года брат Павел из Венеции, священник Ордена Проповедников, показал под присягой следующее: прошло четырнадцать лет с тех пор, как он вступил в Орден Проповедников в Болонье и произнес слова обетов перед магистром Реджинальдом. Монашеское облачение он принял в то воскресенье, когда поется Евангелие о женщине Хананеянке.
Учитель Доминик прибыл в тот город летом следующего года. С того момента как он прибыл в город Болонью, свидетель был с ним в очень близких отношениях. Долго жил с ним в болонском конвенте и в течение почти двух лет прошел вместе с ним Тревирское Маркграфство, деля с ним еду и питье, отдыхая в пути, читая вместе с ним дневные и ночные молитвы. Свидетель не помнит, чтобы учитель Доминик когда-либо произнес слово праздное или бранное, льстивое или злое. Напротив, когда они вместе путешествовали, он видел, как учитель молился, проповедовал, погружался в размышления и созерцание Бога. Откуда свидетелю это известно? Так ведь учитель Доминик сам говорил ему и другим собратьям: „Пойдем вперед, и будем думать о нашем Спасителе”. Он также слышал, как тот вздыхает и стонет. Где бы он ни находился, он всегда говорил с Богом или о Боге и призывал братьев поступать также, и даже повелел записать этот пункт в уставе Братьев Проповедников, то есть в их конституциях. Свидетель никогда не видел, чтобы учитель Доминик проявлял гнев или негодование, ни из-за усталости в пути, ни в порыве какого-либо чувства, ни в каких-то других обстоятельствах; напротив, он всегда видел его радостным в огорчениях и терпеливым в испытаниях.
Живя в бедности, учитель Доминик испытывал радость, и часто бедность становилась предметом наставлений братьям. Во время его пребывания в Болонье некоторые жители этого города хотели снабдить его Орден какими-то источниками дохода. Однако он не только сам не согласился на это, но и братьям запретил принимать какие-либо дары и записал в конституциях, что Орден не должен ничем владеть.
Облачение он носил очень ветхое. Как только выходил за пределы города, сразу же снимал обувь и шел босиком; свидетель видел это очень часто во время совместных странствий. Он также видел, как порой он ходил от дверей к дверям, прося милостыню, как нищий. Однажды в деревне Дульоло, где он собирал пожертвования, некий человек дал ему целую буханку хлеба. Отец принял ее с великим смирением и набожностью, преклонив колени. Свидетель часто слышал, как Блаженный выражал братьям свою волю, чтобы они жили подаянием. Хотя свидетель утверждает, что жил вместе с Блаженным в конвенте святого Николая, однако не помнит, чтобы у того было какое-то определенное место для ночного отдыха; иногда он спал на земле, иногда на какой-нибудь доске или циновке. Очень часто он проводил ночь, молясь в храме. Молясь, он много плакал. Свидетель знает об этом, так как сам много раз это видел. Ему часто случалось вызывать Блаженного с молитвы, и тогда он видел его лицо мокрым от слез. Доминик страстно желал спасения всех людей, как верующих, так и язычников. Он часто говорил свидетелю: „Когда мы устроим и укрепим наш Орден, пойдем к куманам, научим их вере Христовой и приобретем их для Господа”.
Сам, исполняя устав строго и аккуратно, побуждал к этому и братьев. Сурово наказывал тех, кто совершал проступки, но сочетал с выговором столько терпения и добрых слов, что никто не испытывал печали или раздражения.
В отношении еды и молитв он поступал также как все и, не смотря на свои многочисленные ночные бдения, всегда был вместе с братьями на Утрене. Он ходил с одной стороны хора на другую и словами и примером, побуждал братьев петь красиво и старательно и благочестиво читать псалмы. Сам он, бывало, так погружался в молитву, что никакой шум или суета не могли его отвлечь.
Он был лучшим утешителем для братьев и всех, кто попал в какую-нибудь беду или боролся с искушениями; свидетель знает об этом по собственному опыту, а также по опыту других людей. Еще он хочет прибавить, что брат Доминик был терпелив и милосерден, набожен, смирен, приветлив и целомудрен. Он слышал, как тот говорил об этом и сам он убежден в том, что Блаженный сохранил девственность. Учитель Доминик до такой степени преуспел во всех добродетелях, что, по мнению свидетеля, никто из ныне живущих, не только не превзошел его, но даже не сровнялся с ним.
Перевод: о. Юрий Дорогин ОР
Отправить комментарий