9 июля

7/09/2010, No Comment

Вспоминаем св. Иоанна Кёльнского, священника и его сподвижников, мучеников

О ранних годах жизни святого Иоанна не известно практически ничего. Родился он в начале XVI века, в Кёльне. Образование получил в Кёльнском университете, который в то время был признан одним из лучших учебных заведений в Европе. Там же он вступил в Доминиканский Орден.

Германия, как и вся Европа, в это время переживает глубокий кризис, связанный с выступлением Мартина Лютера, которое повлекло за собой не только религиозную реформу, но и серию кровопролитных вооруженных конфликтов. Но свободный имперский город Кёльн, столица архиепископства, в этом бурном мире, продолжала оставаться цитаделью католицизма. Проблемы там начнутся позже: с 1583-1588 будет продолжаться т.н. Кёльнская война, между католиками и протестантами, которая закончится победой католиков. Намного хуже обстояли дела в соседних Нидерландах. Здесь, начиная с 1520-х годов широко распространяется лютеранское и анабаптистское вероучение, которое не смотря на все попытки, так и не смог изгнать из страны ее новый владетель - император Карл Габсбург, который унаследовал Нидерланды по отцу – Филиппу Бургундскому, а Испанию по матери – Хуане Кастильской.

А с 1550 года, из соседней Франции, в Валлонию и Фландрию приникает кальвинизм, оплотом которого становится Антверпен. Между различными протестантскими течениями возникает конфликт, в котором побеждают кальвинисты. Для местных католиков начинаются тяжелые времена.

В это время, приблизительно в 1552 году Иоанн Кёльнский, приняв рукоположение, переводится в приход в голландской деревне Хорнаар, неподалеку от Горкума. Нам не известны обстоятельства этого перевода, ведь в Хорнааре не было доминиканского монастыря, и он следующие двадцать лет служил там в качестве приходского священника. Можем только предположить, что Орден таким образом ответил на его просьбу служить голландским католикам в тяжкое для них время испытаний.

Но настоящие проблемы начинаются в 1556 году, когда после отречения Карла, королем Испании и герцогом Нидерландов становится Филипп II, который начинает переустраивать Нидерланды по стандартам испанского абсолютизма. Эти нововведенья не приходятся по душе голландским аристократам и простым бюргерам. Торговцы становятся солдатами, открытость по отношению к чужестранцам превращается в национализм, а религиозная терпимость сменяется кальвинистским фанатизмом. Кальвинисты распространились повсюду в Нидерландах, они разжигали в своих слушателях ненависть не только к священникам, но и к любым проявлениям католицизма. Летом 1566 г. сотни церквей были разграблены. Некоторые стали позже местами тайных собраний по образцу Женевы. Эта «ярость кальвинистов» шокировала жителей Нидерландов и заставила Филиппа обратиться к жестоким мерам. Герцог Альба прибыл в Нидерланды в 1567 г. с 10 тысячами вооруженных испанских воинов и почти сломил всю оборону нидерландских противников испанской короны. Альба арестовал и казнил несколько тысяч еретиков и присвоил себе их собственность. Он перечеркнул всю деятельность местного парламента и установил непомерно высокие налоги. Только одинокая группа изгнанников во главе с принцем Вильгельмом Оранским, прозванным Молчаливым (1533–1584), пыталась оказать сопротивление Филиппу.

Основной движущей силой Нидерландской революции, больше деструктивной, чем конструктивной, становятся т.н. «Морские Гёзы». С одной стороны – патриоты и борцы за независимость, с другой – разбойники и пираты, оправдывающие свои грабежи каперскими патентами, полученными от предводителя восстания – принца Оранского, с которым они делились награбленным. Предводителем морских гёзов был Виллем II де ла Марк, правнук не менее печально известного «Дикого Арденнского Вепря» - барона де ла Марка, столь одиозно представленного Вальтером Скоттом в романе «Квентин Дорвард».

Первоначально, свои порты морским гёзам предоставляла Англия, но в 1572 году Испания с помощью дипломатических переговоров достигла соглашения с Англией, и последняя обязалась закрыть порты для повстанцев и выдворить их корабли незамедлительно. После этого, 1 апреля 1572 года соединение из 22 кораблей покинуло порт Дувр и приступило к осаде города Брилле. Когда они подошли к Брилле, были удивлены, обнаружив, что испанский гарнизон ушел, чтобы решить проблемы в Утрехте. В тот же день портовый город был захвачен и разграблен. Между апрелем и июнем 1572 года гёзы захватывают также города Флиссинген, Дордрехт и Горкум (ныне Горинхем).

В цитадели Горкума укрывалась группа монахов-францисканцев, приходской священник и множество верных католиков. Не смотря на обещание не причинять духовным особам никакого вреда, полученного во время переговоров о капитуляции, гёзы бросили в тюрьму одиннадцать монахов, девять из которых были священниками, а также трех епархиальных священников, в числе которых был Леонард ван Вегхел, настоятель прихода в Горкуме, а также Иоанн ван Ойстервейк – августинец, капеллан бегинажа в Горкуме.

Узнав о несчастной судьбе своих собратьев в вере, находившийся в то время в своем приходе в деревне Хорнаар, отец Иоанн, переодевшись, приходит в Горкум, чтобы тайно служить заключенным, утешая их Словом Божьим и совершая для них таинства. Однако, он был разоблачен и 2 июля сам присоединился к арестованным.

На протяжении нескольких дней их содержали под стражей в Горкуме, подвергая пыткам. Попытки верных католиков освободить их оказались тщетными, и ночью с 5 на 6 июля их тайно отправили в Брилле, с остановками в других городах, где их подвергали унижением и оскорблениям. По дороге их за деньги показывали зевакам. В Брилле их снова подвергли издевательству – своеобразной пародии на крестный ход, который длился около четырёх часов.

В местной тюрьме они нашли трех других заключенных: двух отцов-премонстратов - Адриана ван Хилваренбека, настоятеля из Монстера, и Иакова Лакобса, а также епархиального священника Андрея Вутерса, настоятеля Хайненорда на о. Хуксевард.

Утром 8 июля семерых из заключенных доставили в здание городского совета, где устроили слушанье их дела. Всех их пытались заставить отречься от веры в истинное присутствие Христа в Евхаристии и главенство папы в Церкви.

В тот же день в Брилле прибыл посланник от городского совета Горкума, который привез письмо с убедительной просьбой от всех жителей города, освободить заключенных, а также пропуск, предназначенный для них, подписанный одним из командиров морских гёзов – Марином Брантом. Наконец, с ним была также письменная копия приказа, полученного накануне от принца Вильгельма Оранского, который запрещал преследования служителей Церкви, взяв их под защиту закона. Однако Виллем де ла Марк не только не выполнил этот приказ: он публично заявил, что не желает подчиниться этим положениям, утверждая, что хочет отомстить за смерть кальвинистов Рога и Эгмонта, казненных ранее герцогом Альба.

Казнь состоялась в ночь с 8 на 9 июля, в дровяном сарае возле бывшего августинского монастыря св. Елизаветы, где убийцы обнаружили две балки, пригодные для повешения, и лестницу. Согласно показаниям свидетелей: «Экзекуция была проведена палачами очень небрежно. Они не позаботились о том, чтобы веревки стягивали горло приговоренных так, чтобы они умерли быстро (…) проведение казни продолжалось около двух часов. Начали ее около второго часа ночи, а закончили около четвертого часа». Убийцы надругались даже над трупами, их четвертовали, пока не вмешался католик из Горкума, который за деньги выкупил тела мучеников и похоронил их в двух ямах, вырытых неподалеку от места казни. Это случилось уже ночью с 10 на 11 июля. Место их мученической смерти вскоре стало место паломничества.

Следует упомянуть, что не все из арестованных сохранили веру и преданность Католической Церкви. Отец Вильгельм из Льежа отрекся от веры, вступил в армию, но через два года после событий в Брилле, был обвинен в воровстве и приговорен к повешенью. Послушник Генрих, который во время заключения проявлял желание перейти в кальвинизм, не взошел на эшафот вместе с остальными. Однако позже он покаялся и закончил свои дни в монастыре Буа-де-Дюк в Северном Брабанте. Наконец, священник Понтий Хойтер через несколько лет также вернулся в лоно Католической Церкви и ему было позволено возобновить служение.

Виллем де ла Марк умер 1 мая 1578 года в семейной резиденции Мон-Сен-Мартен. Согласно одной версии, он умер от укуса бешеной собаки, согласно второй, причиной смерти было отравление.

Отец Иоанн Кёльнский и его сподвижники были беатифицированы 24 ноября 1675 года папой Климентом X и канонизированы блаженным Пием IX 29 июня 1867 года.

Молитва

Боже, Ты в славных страданиях святого Иоанна и сподвижников даровал нам великий пример веры и мужества; дай, чтобы их предстательство и пример помогли нам мужественно противостоять превратностям мира и твердо пребывать в исповедании истинной веры. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

No Comment

Отправить комментарий