15 января

1/15/2011, No Comment

Вспоминаем святых Франциска Фернандеса де Капильяса, священника и его сподвижников, мучеников в Китае.

Китайская Империя с ее многовековой культурой была целью миссионерского рвения братьев из Провинции Богоматери Розария, с самого начала ее основания. Жажда евангелизировать эту огромную страну становилась для братьев-доминиканцев навязчивой идеей. Но войти и основать миссии в Китае оказалось не легкой задачей. В течение 45 лет предпринималось девять попыток, и все они закончились неудачей, пока наконец доминиканцы не смогли проникнуть в Китай через остров Формоза (Тайвань).

Китайская цивилизация – одна из древнейших цивилизаций человечества. Ее ремесла, предметы роскоши, живопись и скульптура входят в число величайших культурных достижений мира. Китайский язык, его иероглифическое письмо, его философия и искусство с древних времен оказывали огромное влияние на все граничащие с ним азиатские страны. Не напрасно Китай считает себя «центральным царством» мира, как это подразумевают два иероглифа, которыми обозначается название этой страны.

В XVII веке религия китайского народа представляла собой веротерпимую смесь конфуцианства, буддизма и даосизма. Она имела ярко выраженную тенденцию к анимизму и уделяла большое внимание культу предков и традиционным семейным узам. В VII веке в Китай проник Ислам, который приобрел множество последователей в северо-восточном регионе. Христианство впервые появилось в Китае также в VII веке благодаря несторианским миссионерам, но не оставило после себя никаких видимых следов. Первые католические миссионеры прибыли в Китай в XIV веке. Миссионерская деятельность усилилась в XVI веке благодаря успехам иезуитов и еще больше расширилась в XVII веке с приходом доминиканцев и других монашеских орденов.

Политическая система Китая представляла собой империю, правили которой императоры, принадлежавшие к разным династиям, как отечественным, так и иностранным. Помимо центрального правительства, существовали наместники провинций, местные комиссары и мандарины, которые также отвечали за управление городами и отправление правосудия. Возможно, самым знаменательным фактом в истории Китая является то, что эта страна всегда сохраняла национальное единство, несмотря на свои масштабы и разнообразие этнических групп, языков и обычаев. Это можно объяснить политико-моральными идеалами Конфуция. Конфуцианские принципы служили той общей связью, которая поддерживала национальную идентичность на протяжении многих лет.

Когда в XVII веке в Китай прибыли доминиканские миссионеры, все еще правила династия Мин, которая была почти в состоянии истощения. Внешние враги и внутренние восстания (крестьянское восстание во главе с Ли Цзычэном (1644 год)), военная и дипломатическая некомпетентность императоров и правительства, наряду с коррупцией и фаворитизмом придворных чиновников вскоре привели к краху династии Мин. В 1644 году под прикрытием военного союза с китайским генералом У Саньгуем, в Китай вошли маньчжуры и свергли последнего императора Мин, Чжу Юцзяня. Новый маньчжурский император по имени Фулинь был возведен на престол, тем самым положив начало новой династии Цин. В 1647 году маньчжуры получили контроль над всей провинцией Фуцзянь, и 9 августа того же года был издан Указ о преследовании христианства. В результате, в январе 1648 года в Фогане за свою веру был обезглавлен св. Франциск Фернандес де Капильяс – первомученик Китая.

Гонения продолжались локально и спорадически до 1664 года, а потом охватили всю страну. Трудно понять ненависть мандаринов ко всему иноземному. Но христианская религия символизировала и воплощала все, что было для них самым ужасным. В XVIII веке случались периоды мира, когда гонения утихали.

Наиболее часто применяемые к нашим мученикам пытки это – канга (ярмо), раздавливание лодыжек досками, избиение дубинками, казнь через обезглавливание или удушение.

Во время гонений, в XVII-XVIII веках развивается также известная полемика о китайском обряде, в которой доминиканские миссионеры принимали очень активное участие. Но в 1742 году папа Бенедикт XIV издал буллу Ex quo, которая положила конец этим спорам.

Доминиканцы из Провинции Розария начали миссионерскую деятельность в Китае в 1631 году. Возглавил миссию отец Анхель Коччи, который в качестве посла отправился из Формозы в Фуцзянь в сопровождении испанской экспедиции. Вскоре прибыли и другие миссионеры, и в провинции Фуцзянь были созданы первые доминиканские монастыри.

Эти миссии развивались на удивление хорошо. Несмотря на преследования, христиане стойко держались своей веры. В 1685 году был рукоположен первый китайский епископ – доминиканец Григорий Ло. Доминиканские миссии продолжали процветать там вплоть до ХХ века. Территории были разделены на три викариата: Фучжоу, Амой и Фунинг, в которых были основаны церкви, семинарии, школы, ясли и приюты для подкидышей, называемые «Святым младенчеством».

Процветали также Третий Орден и другие доминиканские братства мирян. Но с приходом коммунизма все миссионеры были изгнаны из Китая. Два последних доминиканца покинули страну в 1954 году.

На остров Формоза доминиканцы впервые прибыли в 1626 году под руководством отца Варфоломея Мартинеса. Они обосновались на севере острова, где вскоре появились процветающие общины. Там они готовились войти в континентальный Китай. На протяжении всей своей истории остров подвергался вторжениям и доминированию со стороны различных иноземных держав. В 1626 году, вместе с доминиканскими миссионерами прибыли испанские солдаты, основав на севере острова небольшую колонию. Она была защищена фортом Святого Спасителя около современного города Цзилун. Испанское господство закончилось в 1642 году, когда испанских солдат, а вместе с ними и доминиканских миссионеров изгнали оттуда голландцы. Доминиканская миссия была восстановлена только в 1856 году отцом Фердинандом Сансом, и продолжает процветать и по сей день.

Св. Франциск Капильяс был причислен к лику блаженных папой Пием Х 2 мая 1909 года вместе с 14 другими мучениками, а канонизирован 1 октября 2000 года папой Иоанном Павлом II вместе со 120 мучениками в Китае (свв. Августин Чжао Жун и 119 сподвижников); их коллективную память Церковь чтит 9 июля, в то время как литургическая память св. Франциска Капильяса приходится на 15 января. Мы расскажем подробней о 6 мучениках-доминиканцах:

Франциск Фернандес де Капильяс

Петр Санс

Иоахим Ройо Перес

Иоанн Алькобер Фигуера

Франциск Серрано Фриас

Франциск Диас дель Ринкон

Молитва

Боже, Ты даровал святым мученикам Франциску и его сподвижникам жизнь полную любви к святому Твоему имени и большую силу в проповеди веры; соделай, чтобы по их предстательству, слава имени Твоего преумножалась там, где они проповедали Благую Весть, и даруй нам нерушимо стоять в вере, запечатленной пролитием их крови. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

No Comment

Отправить комментарий