Письмо CXXXIII, св. Екатерины Сиенской королеве Неаполитанской*
Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.
Достопочтенная и дражайшая моя матерь в Иисусе Христе. Я, Екатерина, слуга и невольница слуг Иисуса Христа, пишу тебе и укрепляю тебя в драгоценной Крови Сына Божьего, желая узреть тебя как истинную и совершенную дочь Божью. Ты прекрасно знаешь, что слуга никогда не клевещет на своего господина в его присутствии, боясь быть наказанным, он старается служить хорошо и ревностно. Говорю это потому, что тот, кто является истинным дитем Божьим, выберет скорее смерть, чем Его оскорбление. Однако отца не оскорбляют не потому, что его боятся, а потому, что его любят и уважают. Сын, который исполняет завещание отца и подражает ему, должен получить все наследство.
Прошу тебя, досточтимая матерь в Иисусе Христе, веди себя как добрая дочерь и слуга. Знаешь ведь, что мы всегда стоим перед Господом, а Его око всегда обращено на нас и Он видит все, даже то, что укрыто. Всевышняя и вечная Истина прекрасно видит, кто служит, а кто нет. А посему душа должна внимательно следить за тем, чтобы не оскорбить своего Творца, своего Господа, который покарает за каждый грех, и вознаградит за каждое добро. Никто не должен избегать или пренебрегать службой у сладостного Иисуса, потому что он сам имеет власть, богатство или дворянский титул.
Ох, как же мила и свята эта служба, которая усмиряет страсти души и приводит ее в порядок; не только не позволяет ей служить греху, но отдаляет от нее все, чтобы ее привести ко греху. Душа, находящаяся на этой службе, ненавидит все то, что несогласно с волей Божьей, поскольку понимает, что, если бы это полюбила, была бы сурово наказана. Когда душа начинает служить со страхом, видит, что не может укрыться от взгляда Господнего, тогда она искореняет из своего сердца неупорядоченные чувства и любовь к миру, начинает их упорядочивать и формировать согласно с волей своего Господа, чтобы Ему нравиться. Ибо никто, как сказал Христос, не может служить двум господам; если служит одному, то недругом является другому. Когда душа наполняется любовью и страхом, тотчас гонит от себя грех и порок. Любовь – как слуга, который моет в доме грязную посуду.
Когда душа становится дочерью, то есть достигает совершенства в любви, то, как приличествует хорошему ребенку, неустанно любит своего отца. Не любит его ради собственной корысти, как наемник. Она старается не оскорбить Отца Небесного не потому, что боится наказания, но потому, что ценит Его доброту и потому, что проистекает это из ее природы, которую получила от любящего Отца. Природа дает силы, а любовь Творца делает так, что человек чувствует себя принужденным любить Его и служить Ему. Только тогда он может назваться истинным дитем Божьим. Наша любовь к Отцу Небесному совершенна тогда, когда мы любим Его не ради получения какой-то корысти или от страха перед наказанием, но потому, что Он справедлив и вековечно благ. Своей благостью Он заслуживает любви. Ничто вне Бога не достойно любви, посему в Нем и через Него следует служить творениям и любить их.
Такая вот должна быть любовь ребенка к отцу. Сыновий страх очищает сосуд души, а потом любовь наполняет его добродетелями, выбрасывая тщетную гордыню, берущуюся из почета и роскоши, нетерпение, несправедливость, суетность и нищету этого мира, а также память о причиненных обидах. В душе остается только воспоминание благодеяний, полученных от Бога и Его благости, остается истинное и совершение смирение, терпение в перенесении страданий ради сладостного Иисуса, остается святая справедливость, воздающая каждому то, что ему полагается.
Достойная госпожа, ты можешь вынести справедливый приговор двояким образом. Во-первых, по отношению к себе самой, то есть – справедливо воздавать честь и славу Богу, признавая, что всяческая благодать исходит от Него и через Него. Достопочтенная матерь, приписывай себе только то, что твое, то есть – грех и суету. Презирай грехи и сожалей о них. Ибо это грех прибил, привязал Сына Божьего к древу святейшего креста. Второй способ вынесения справедливости – это воздавать ее творениям, то есть твоим подданным. Умоляю тебя, госпожа, во имя Иисуса Христа, будь мягкой, но следи, чтобы справедливость воздавали каждому, как великому, так и малому, так как того заслуживают. Если бы тебя увело от этого удовольствие или страх перед людьми, это бы значило, что не истинная дочерь Бога. А если будешь в духе справедливости стараться о славе Божьей, то даже за цену потери жизни не отречешься своего достоинства дитя Божьего.
Когда сосуд души будет очищен от пороков и грехов, и наполнен добродетелями, то сердце не сможет защититься от любви, ибо почувствует действие Божьей благости в себе и заметит свое подобие Творцу. Бог сотворил человека по своему образу и подобию не по принуждению, с надеждой получить выгоду или же потому, что Его просили сделать это, но сделал это как бы принужденный невыразимой, непостижимой любовью. Именно любовь соединила Бога с человеком, повелела Ему снизойти к человеку. О, милая и достойная матерь, как же должно стыдиться творенье, гордящееся своим положением и почетом, когда видит своего Творца идущего покорно на позорную крестную смерть с горячей и пламенной любовью! Душа моя жаждет, чтобы ты облеклась именно в эту любовь, ибо без нее ты не можешь понравится Богу и иметь благодатную жизнь.
Есть у меня, досточтимая госпожа, милые и добрые новости. Вот, сладостный Христос на земле, наш Святой Отец, выслал буллу трем монахам: провинциалу Ордена Проповедников, министру Братьев Миноритов и одному из наших братьев, который является истинным слугой Божьим**, наказывая им объявить в Италии и в других краях, что он назначил их искать тех, кто хочет и жаждет умереть за Христа, отправляясь за море на войну против неверных. Монахи эти должны потом представить всех тех христиан, которые жаждут и готовы к борьбе с неверными, хотят помочь папе и укрепить его своими силами. Посему, прошу тебя, госпожа, повелеваю тебе во имя Христа Распятого, как только настанет этот благой момент, распали в себе горячую жажду и удели папе всю необходимую помощь, чтобы святое место нашего милого Спасителя было вырвано из рук демонов, и чтобы могли они вместе с нами иметь удел в Крови Сына Божьего. Прошу тебя покорно, матерь моя, ответь и святой и доброй жаждой этого святого предприятия.
Больше ничего не скажу. Мир и благодать Духа Святого пусть всегда гостят в твоей душе. Выстой в святой любви Божьей. Прости мне, госпожа, мою дерзость.
Иисусе сладостный, Иисусе любви.
скорее всего июль 1375
* Джованна (1326-1382), дочь Карла Калабрийского и Марии Валуа. С 1343 года Королева Неаполя и графиня Прованса и Форкалькье. В 1348 году продала папам Авиньон за 80 тысяч золотых флоринов. В начале Западной схизмы поддержала антипапу Климента VII, за что Урбан VI отлучил ее (21 апреля 1380), и короновал королем Неаполя Карла Дураццо. Джованна погибла удушенной по приказу нового короля.
** Булла, датированная 1 июля 1375 года, была адресована брату Джованни ди Сан-Джовенале (доминиканец), брату Леонардо (францисканец), а также исповеднику Екатерины, брату Раймонду Капуанскому.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий