Сокровище времени и свободной воли

9/11/2024, No Comment

Письмо CXXXI, св. Екатерины Сиенской Никколо Содерини*

Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.

Наидостойнейший и наимилейший брат в Иисусе Христе. Я, Екатерина, слуга и невольница слуг Иисуса Христа, укрепляю тебя и благословляю в драгоценной Крови Его, желая узреть тебя и всю твою семью как истинных детей и слуг Иисуса Христа Распятого. Сын Божий выкупил нас из неволи, будь же добрым слугой, старающимся не оскорблять Господа и не причинять Ему неприятности. Желаю, чтобы ты помнил, что око Господа, которому мы должны служить, всегда над нами. Посему мы должны быть очень осторожными, чтобы не оскорбить столь мягкого и милого Господа. Именно в этом и заключается святая боязнь, которая проникает в душу как слуга в дом и выбрасывает из нее мусор всяческих пороков, очищая ее от грязи грехов и поступков, несогласных с волей Господа.

Дорогой брат, жажду, чтобы ты был не только слугой, но и сыном Отца Небесного. Он сотворил тебя по своему образу и подобию, а потом вел себя по отношению к тебе и каждому иному творению так, как отец, который вручает своему сыну сокровище и посылает его за границы родного города, чтобы он обогатился и возмужал. Так вот, этот милый Отец сперва творит душу, а потом одаривает ее сокровищем времени и свободной воли, чтобы она обогащалась. Посему видишь, что хотя мы – гости и паломники на этой земле, мы можем добыть огромные богатства, благодаря сокровищу времени и свободной воли. Очевидно, что творение может в жизни уничтожить свою свободную волю, может окунуться в порочное тщеславие, удовольствия, в заботы и хлопоты мира сего. Все это вещи, которые всегда делали человека бедным, поскольку они не постоянны, и, хотя они красивые с виду, то в середине – испорчены и смердят греховной гнилью. Только внешний вид соблазняет приобрести этот товар.

Дражайший и наидостойнейший брат в Иисусе Христе, я не хочу, чтобы мы это сокровище, полученное от Отца по милости и милосердию проторговали негодным образом, заслужив осуждения. Как добрые дети Божьи будем стеречь это сокровище и продадим его выгодным способом, а не в нечестном обмене и без какой-либо выгоды. Выгодная торговля наполняет нас и обогащает благодатью, обеспечивает нам вечную жизнь рядом с Отцом, где мы можем постоянно радоваться Его наследием. Кто обретет такое сокровище, тот – богат. А сокровище это – пренебрежение почестями, наслаждениями и богатствами мирскими, а также людскими утехами, развлечениями и склонностями. Богат тот человек, кто имеет настоящие и истинные добродетели, которые в очах мира малы и незаметны, и в то же время содержат в себе сокровище благодати. В очах мира кажется глупостью выбор страданий, оскорблений, обид, обвинений и добровольной бедности, но это именно они повергают на землю человеческую гордыню, почести и мирские власти. Под влиянием добродетелей гордыня и чувство величия превращаются в смирение, а человек жаждет идти только следами своего Господа, который вверил ему сокровище свободной воли. Владеющий этим сокровищем может приобрести или потерять в зависимости от того, как ведет торг.

Ох, благое и святое сокровище добродетелей, ты всегда хранишься в безопасном тайнике! Не грозят тебе неприятели ни на море, ни на земле, ибо в добродетелях укрыт Бог, вековечная безопасность. Ни люди, ни оскорбления не могут уничтожить добродетель совершенного терпения. Однако, нет на свете такого человека, которому приятны критика и оскорбления, всегда подвергающие испытанию его терпение. Также добродетель ревностной и нежной любви подвержена опасности, поскольку человек всегда ищет любви самого себя. Однако сердце, обогащенное и порабощенное любовью Божьей, ищет радость, покой и отвагу, диктуя человеку такие поступки, которые не приносят ему пользу, но служат славе Божьей, а также помогают человеку вернуться в дом Отца.

Давай же, живо, восстанем с одра небрежности и начнем торговать нашим сокровищем. Знаешь как, дорогой брат? Отдавая жизнь нашему Богу, в котором гинут все наши беззакония. Говоря это, я имею в виду аромат распускающегося цветка, то есть – святое паломничество. Именно теперь Святой Отец, наш Христос на земле, приказал искать христиан готовых к походу, то есть готовых отдать жизнь за возвращение Святой Земли. Святой Отец говорит, что с готовностью использует свою власть, чтобы желающим уделить всяческую поддержку. Так пишет в булле, высланной к нашему провинциалу, к настоятелю Братьев Миноритов и к брату Раймонду, которым приказал быстро разузнать, кто имеет добрую волю в Тоскане и других краях. Когда принесут они папе в письменном виде количество и имена охотников, тогда даст он соответствующие приказы, чтобы поход состоялся.

Милый мой брат, приглашаю тебя на обручение с вечной жизнью. Разожги в себе огонь жажды и заплати кровью за Кровь. На брачный пир, однако, не пристало идти одному, поэтому пригласи кого только захочешь. Потом уже не сможешь отступить. Больше ничего уже не скажу.

Очень сердечно тебя благодарю, дорогой брат, за довод любви, о котором я узнала из письма и сказал мне об этом Магистр**. Моя благодарность — это не достаточная плата за твои чувства, посему прошу и буду просить неустанно наивысшее Вечное Благо, чтобы вознаградило тебя за все. Тысячу раз благословляю тебя и вверяю Иисусу Христу.

Выстой в святой и благой любви Божьей. Иисусе сладостный, Иисусе любви.

июль 1375

* Никколо Содерини, один из наиболее выдающихся флорентийских политиков в 70-х годах. Многократно занимал важные посты в городском управлении. Св. Екатерина познакомилась с ним в 1374 году, а во время своего пребывания во Флоренции в 1378 году гостила в его доме.

** Магистр – правдоподобно Раймонд Капуанский. Довод любви – скорее всего материальная помощь для кого-то близкого Екатерины.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

следующее письмо

No Comment

Отправить комментарий