«Выйди из дома твоего…»

9/23/2024, No Comment

Письмо LXVI, св. Екатерины Сиенской брату Вильгельму из Англии, августинцу*

Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.

Возлюбленнейший и дражайший отче и брат в Иисусе Христе, твоя недостойная и негодная дочерь, Екатерина, вверяет себя тебе в драгоценной Крови Сына Божьего. Жажду, чтобы мы услышали те же самые слова, какие Бог сказал Аврааму: «Выйди из дома твоего и из земли твоей» (Быт 12,1). Когда Бог сказал «следуй за мной», Авраам не противился и пошел. Как же счастлива будет моя душа, когда услышит голос, повелевающий ей оставить родную землю бренного тела!

Есть два способа, которыми может воспользоваться человек, чтобы идти по следам за первой Истиной, которая призывает его. Первый способ заключается в том, что мы выходим из дома нашей чувственности и себялюбия, оставляем землю наших временных чувств и ступаем следами замученного Агнца, пока не достигнем древа святейшего креста. Агнец приглашает нас и призывает, чтобы следовать за ним путем позора, страданий и обвинений, которые являются для души наибольшей сладостью, ибо призвал нас к этому сам Бог своей бесконечной благостью и милосердием. Что услышит душа, которая послушалась первого призыва и ответила на него, отвергая пороки, и подражая добродетелям, благодаря которым может вкусить Бога уже в этой жизни? Знаешь ли, отче, что она услышит? Эти милые слова из Песни Песней: «Приди, невеста» (ср. 4,8). И исполнятся слова Христа, который сказал своим ученикам: «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк 10,14).

Когда Бог забирает своих слуг из этой убогой жизни и ведет их к месту отдохновения, так приказывает телу, которое до сих пор было слугой и учеником души: «Позволь душе прийти ко мне, ибо ей принадлежит царство жизни вечной»**.

Ох, неописуемая, сладостная и пламенная Любовь! Ты обращаешься к душе так, как будто она сама решилась, чтобы Тебе служить. А ведь это Ты – причина каждого нашего действия, совершенного в служении Тебе. Ведь это Ты – тот, кто есть, а мы без Тебя – не существуем. Так говорил Апостол. Мы также не можем помыслить что-либо, что нам не дано Богом (ср. 2Кор 3,2). А даешь нам по любви, не по принуждению; по твоей необъятной любви Ты даешь нам самого себя. Когда душа узрит эту пламенную любовь, упивается нею и теряет себя так, что все, что чувствует и что видит – чувствует и видит в своем Творце.

Душа моя жаждет, чтобы нас призвал именно такой голос. Но прежде все мы хотим услышать такие вот слова, желанные всеми слугами Божьими: «Выйдите, сыновья, из земли и из домов ваших, идите за мной и принесите в жертву ваши тела». Насколько я знаю, отче, то, когда Бог дарует нам эту милость и позволит услышать эти слова, а также отдать жизнь за невыразимую любовь Агнца, тогда душа будет хотеть понемногу, понемногу оставлять свое тело, хотя бы мысленно. Сыновья и братья мои в Иисусе Христе, давайте ревностно возбуждать благую жажду любви, искренне прося Благость Божью, чтобы как можно быстрее соделала нас достойными этой жертвы. Мы должны отвергать медлительность и небрежность, заменяя их рвением. Посему, торопите себя и других. Кажется, что Господь, видя творения, готовые к жертве, сократит ожидание (ср. Мк 13,20).

Знаешь, отче, что мы послали брата Иакова*** к судье д’Арбореа с письмом по вопросу святого паломничества. Судья ответил мне весьма любезно, написав, что хочет лично пойти и пришлет на десять лет два корабля, тысячу рыцарей, три тысячи пехоты и шестьсот лучников. Также Генуя выражает готовность передать людей и деньги для этой цели****. Говорю тебе, отче, что Бог использует этот поход, а также другие события, чтобы явить свою славу.

Больше ничего не скажу, только то, что вверяю тебе юношу, которого зовут Маттео Форестани. Прошу, сделай все, что можешь, чтобы его как можно быстрее приняли в монастырь. Старайся научить его, как приобрести истинные и настоящие добродетели. Особенно постарайся чтобы он умерщвлял свою волю и не жаждал мирской жизни. Мне кажется, что он хорошо поступил, не предпринимая нового путешествия, поскольку она могла бы только помешать сосредоточению и ничего больше. Брат Нофрио сказал мне, что брат Стефан болел, а ты, отче, боялся, что никого не будешь иметь для помощи. Не бойся, но доверься Богу, который забирая одного человека, дает другого. Утешь и благослови сто тысяч раз брата Антония.

Выстой в святой и благой любви Божьей. Иисусе сладостный, Иисусе любви.

июль 1375

* Вильгельм Флит, англичанин, с 1360 года пребывал в монастыре Леччето около Сиены. Был весьма образован, имел степень бакалавра. Жил в гроте в самой дремучей части леса, принадлежащего монастырю. Когда он услышал о св. Екатерине, просил ее совет касательно духовной жизни и всю жизнь считал ее своим учителем внутренней жизни. По призыву Екатерины он не поехал в Рим, но из своего скита поддержал Урбана VI, написав письма своим знакомым в Англии, чтобы те поддержали римского папу.

** Такое сравнение могло быть навеяно каким-либо образом, так как в средневековой иконографии душа часто представлялась в образе ребенка, который покидает тело и бежит ко Христу.

*** Иаков из Читта-ди-Кастелло, ученик Екатерины. Письмо, которое он отвез на Сардинию, утеряно.

**** Генуя вскоре начала войну с Венецией и не сдержала обещание.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

следующее письмо

No Comment

Отправить комментарий