Фома родился около 1602 года. Подростка-сироту, бродящего по улицам Нагасаки, приютили у себя доминиканцы. Оставшись без родителей, Фома присоединился к миссионерам и жил у них в течение 13 лет, получив прекрасное светское и религиозное образование. Весьма способный студент вскоре стал ведущим катехизатором.
Когда в ноябре 1614 года многие семинаристы были вынуждены покинуть Японию, Фома предложил свои услуги провинциальному викарию – отцу Фоме Сумарраге. Он хотел помочь всем оставшимся в этом регионе священникам жить и служить в условиях подполья, помогать маскироваться и прятаться. 25 мая 1617 года Фома встретился с отцами Альфонсом Наваррете и Эрнандо Аялой – настоятелем Августинцев. Ему было позволено сопровождать их на борту корабля, когда их перевозили по гавани. Накануне их мученической смерти, 1 июня 1617 года, его отправили на берег, чтобы он смог стать свидетелем их казни.
Опечаленный тем, что он не сможет разделить с отцом Наваррете мученическую смерть, он вернулся в Нагасаки, чтобы помогать немногим оставшимся там отцам-доминиканцам. По прибытии он тяжко заболел и был прикован к постели. Поэтому, когда отца Сумаррагу отправили в Омуру, Фома не смог сопровождать его. Когда же он выздоровел, узнал, что отец заключен в тюрьму Сузута, и тотчас отправился к нему. Ему приходилось бродить вокруг тюрьмы, неоднократно подскакивая, чтобы заглянуть за забор и колючие кусты, окружавшие тюрьму, но ему все-таки удалось увидеть там своего духовного отца. Тогда он направился к наместнику и попросил, чтобы его тоже посадили в тюрьму. Однако наместник Хикоэмон отказался исполнять его просьбу и приказал ему уйти, не собираясь сажать его в узилище.
Фома снова вернулся в Нагасаки, чтобы стать помощником викария – отца Моралеса. В 1618 году ему было поручено (вместе с братом Домиником Розария) помогать новоприбывшим миссионерам – отцам Анджело Орсуччи и Иоанну Мартинесу. Когда ночью 13 декабря 1618 года, этих священников арестовали, брат Фома также попал за решетку. Во время допроса, наместник, видя молодость Фомы, попытался освободить его, предложив ему сказать, что он был знаком с миссионерами только как с испанскими купцами. Но Фома открыто признал, что знает их как священников-доминиканцев. Также признал перед судом, что с радостью помогал доминиканцам на протяжении многих лет. В результате наместник был вынужден отправить его в тюрьму Сузута вместе с миссионерами. К своей великой радости, Фома воссоединился там с отцом Сумаррагой.
Во время длительного заключения Фома оставался образцовым христианином. Когда священники увидели добродетель и таланты этого юноши, предложили ему стать монахом-доминиканцем, тем более что до них дошли слухи, что всех японцев в этой тюрьме также собираются казнить. Фома с радостью принял приглашение стать доминиканцем и был принят в Орден. В 1622 году в тюрьме он принес обеты, приняв монашеское имя – Фома Розария.
10 сентября 1622 года, его и еще 24 сподвижников привели на холм Нисидзака в Нагасаки. Фома подошел к одному из кольев, полагая, что ему выпадет привилегия сгореть заживо. Но его имени не оказалось в списке избранных для этого вида казни. Палачам пришлось силой оттаскивать его от кола, за который он крепко держался. Он отказывался отпускать его, заявляя, что он тоже доминиканец. Наконец его оттащили и увели, чтобы обезглавить в другом месте, вместе с 31 другими заключенными.
Отец Кольядо писал о нем, что он был «прекрасным латинистом», поскольку в тюрьме он хорошо выучил латынь и прекрасно говорил на ней вплоть до своей мученической смерти.
Память японских мучеников Церковь отмечает 10 сентября
Отправить комментарий