Пролог к сборнику писем св. Екатерины Сиенской, авторства Людмилы Грыгель, 6.
Папы пребывали в Авиньоне уже почти 40 лет. После покупки прилегающих к городу земель, постройке дворца и организации Курии, на берегах Роны решали все проблемы Церкви. Туда 18 июня 1376 года прибыла Екатерина Бенинказа с 23 учениками и друзьями (среди них: Стефан Макони, Нери ди Ландоччио, Алесса Сарацини и жена брата Лиза), ввел ее Раймонд Капуанский, который подготовил визит этой необычайной группы при изысканном папском дворе. Через два дня после прибытия, папа Григорий XI принимает Екатерину на личной аудиенции, а она объясняет ему на своем диалекте (Раймонд переводил ее слова на латынь) с огромным воодушевлением и простотой весомость двух вопросов, которые он тотчас должен решить: мир с Флоренцией и его возвращение в Рим. Согласно с переданными ею предложениями флорентийских политиков, а также с собственным убеждением, уже ранее выраженными в письмах, Екатерина горячо уговаривает папу применить мягкое воздействие и оказать отцовскую снисходительность для взбунтовавшихся республик. Также косвенно она критикует военные репрессии и церковную кару, которые – по ее мнению – усугубляют конфликт.
Вопрос возвращения папы в Рим уже давно лежал на сердце Екатерины, и она не забыла о нем даже в период наиболее ожесточенных сражений. Более того, она считала, что возвращение папы в Италию облегчит подписание мира, а посему он должен сделать это как можно быстрее. А это без сомнения была проблема более важная, чем война Восьми Святых или примирение враждующих государств Апеннинского Полуострова (начавших враждовать еще до переселения пап во Францию, которые будут разрозненными еще следующие пять веков), поскольку касалась всей христианской общины, как будто бы отрезанной от своего натурального центра – Гробницы св. Петра. Пребывание пап на берегах Роны и связанная с этим зависимость от королей Франции уменьшили их моральный авторитет и сделали невозможным играть ту присущую им в Средневековье роль межнационального, универсального фактора.
Посему упал авторитет Церкви, как институции, превосходящей партикулярные политические интересы тогдашнего мира. Святая Екатерина Сиенская не была первой особой, которая видела отрицательные последствия «авиньонского пленения» Главы Церкви. У нее было много превосходных предшественников, можно вспомнить только Петрарку или св. Бригитту Шведскую. С особой и действиями этой последней связан выезд Урбана V из Авиньона в 1367 году и его возвращение в Рим год спустя. К сожалению, папа, дезориентированный политическими играми итальянских государств и римских семей, испугавшись враждебной ему атмосферы в разрушенном Риме, околицы которого грабили банды солдатни, уставший от хаотических скитаний по центральной Италии, возвратился в 1370 году во Францию. Его преемник, Григорий XI, однако, не оставляет намерение перенести столицу папства в Рим и призывы Екатерины Сиенской наверняка принял весьма благосклонно. Однако это не означало еще принятие решения этим чувствительным, изысканным и учёным, но и весьма нерешительным папой. Сиенская терциарка понимает ситуацию и на протяжении всего периода своего пребывания в Авиньоне, поддерживает проект выезда, контуры которого были едва обозначены, бомбардирует папу письмами, в которых подгоняет его к выезду, старается заставить его принять решение. Использует при этом все возможные аргументы, которые подсказывают ей размышления, наблюдение ситуации, а также женское практическое чувство (идея «святого обмана» является его прекрасным примером, см. письмо CCXXXI).
Когда Екатерина пребывает в Авиньоне, флорентийцы в какой-то момент снимают данные ей полномочия и решаются на военную конфронтацию. Это наполняет Екатерину огромной горечью, но не гасит энтузиазм в старании достичь мир и вернуть папу в Рим. Уже в начале сентября ей дано было узреть воплощение этой великой жажды ее самой и многих других христиан – папа оставляет авиньонский дворец и отплывает вниз по Роне в сторону Марселя. Оттуда, после долгого и трудного путешествия он приплыл в Геную, первую остановку на итальянской земле. Тем временем Екатерина, которой папа дал на дорогу 100 флоринов, возвращается в Италию посуху и также приходит в Геную, где аристократка Ориетта Скотта, всегда для нее дружелюбная, принимает ее в гости. Разболевшиеся и уставшие спутники Екатерины отдыхают, в то время как она сама рассылает письма, в которых неустанно убеждает членов лиги возобновить мирные переговоры, а других своих адресатов – молиться о мире и счастливом возвращении папы в Рим. Между 18 и 29 ноября происходит необычная встреча со Святым Отцом, который ночью приходит в дом Ориетты Скотта, чтобы искать совет в своих сомнениях и хлопотах (большинство кардиналов хотели тотчас вернуться). Мы не знаем содержания их разговора, но можем предположить, что святая Екатерина повторила папе свои аргументы (приведенные в более ранних письмах) чтобы продолжать путешествие. Вскоре после этой встречи Григорий XI отправился дальше, путешествуя среди неспокойных и разрушенных городов и сел, часто враждебно к нему настроенных или безразличных. Наконец, 17 января 1377 года, под звон колоколов, при свете факелов и возгласов радости римлян, папа торжественно входит на «свое место» (как говорит Екатерина), то есть в Базилику св. Петра на Ватикане.
Екатерина со своей «семьей» из Генуи возвращается в Сиену, но не перестает наблюдать за развитием событий в Италии и заботится о благе Церкви, выражением чего являются письма этого периода. Темой писем и предметом действий Екатерины являются крестовый поход, мир в Италии и реформа Церкви.
Отправить комментарий