Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Парадоксальные начала Третьего Ордена св. Доминика, III. Доминиканская аутентичность Третьего Ордена, 4.
Между 1232 и 1263 годами в Медиолане, Болонье, Флоренции и в других городах появляются общины Пресвятой Девы Марии, инициатором создания которых был св. Петр Мученик и другие доминиканцы. Они должны были собирать в этих городах истинных католиков и пробуждать их веру благодаря культу Богородицы. Дальнейшим намерением было оказание влияния на локальные власти, чтобы принимали решения в пользу правоверности.
В Болонье, Мантуе, в Фаэнце, как информирует нас послание Магистра Гумберта Романского, общины Пресвятой Девы Марии желали благодаря оживлению богородичного культа «искоренить содомию и заставить молчать ереси».
В Бергамо брат Пинамонте, доминиканец, который сотрудничал с доминиканским епископом этого города, основал конгрегацию Девы Милосердия. Прежде всего это было благотворительное сообщество, но характерно звучала его интенция: «Во славу Господа нашего Иисуса Христа и преславной Девы Марии, Матери Божьей, а также всех святых, для утверждения и возвышения святой католической веры, разгрома и посрамления еретиков и всяческой еретической заразы».
Находим здесь, конечно, вдохновение более точное и конкретное, чем то, из антифона Gaude Maria Virgo, cunctas haereses sola interemisti. В первой половине XIII века, в атмосфере всеобщего смешения sacrum и profanum в западном христианстве и в особенности ситуации северной Италии, где религиозные вопросы предметом интереса и беспокойства имперской и папской политики, а также политики городов, духовные старания Проповедников в деле мира и защиты веры были бы невозможны без сотрудничества мирян. В городских магистратах они могли составлять противовес неправоверным. Так, в большинстве городов Петр Мученик и его последователи также основали общины верных, или общества веры, благодаря которым имели определенное число мирян, которые были в состоянии входить во все политико-религиозные вопросы, а в том числе и в исследовании веры, намного более эффективно, чем предыдущие свидетели синодов.
Отправить комментарий