Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Новое проповедничество Доминика и его братьев в Лангедоке, II. Проповедничество против ереси, 3.
Провозглашение Слова проповедниками из Тулузы между этими двумя датами, или даже – можно сказать – от самого основания ордена, не могло быть иным, чем новое проповедничество, практикуемое с 1206 года папскими миссионерами, стойко продолжаемое св. Домиником и принятое как образец Братьями Проповедниками. Благодаря Вильгельму из Пюилоран мы знаем, что после IV Латеранского Собора Симон де Монфор и крестоносцы практически прекратили искать и преследовать их*. Граф был тогда слишком занят борьбой за то, чтобы удержаться в городе и стабилизировать положение в графстве, которое окончательно было признано за ним Собором. В другом месте находим, что сам папа Гонорий III в январе 1217 года в послании к парижскому университету, призывающим прислать в Тулузу учителей и проповедников выразил мнение, якобы проблема ереси уже была неактуальна, и следовало, прежде всего, заняться сеянием и уходом за верой и христианской жизнью среди тамошнего люда.
Другая позиция была бы вообще невозможна после восстания в Тулузе осенью 1217 года. Показанная ранее жизнеспособность монастыря св. Романа в это время позволяет предполагать, что вел он проповедничество позитивно и евангельски, такое, какое развивалось тогда в других регионах западной Европы, где также возникали монастыри Ордена Проповедников: то есть, благовещение Слова Божьего бедностью и свидетельством, преподавание истин веры и формирование нравственности. На то же самое в 1215 указывал братьям акт епископа Фулько, утверждающий доминиканское «проповедничество» в Тулузе.
* Преследование еретиков возобновляется только в 1229-1230 гг.
Отправить комментарий