Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Новое проповедничество Доминика и его братьев в Лангедоке, II. Проповедничество против ереси, 4.
В то же время в районе Тулузы и Лораге не прекращали авторитарного проповедничества против еретиков. Занимались им епископы южной Франции в условиях и способами, о которых некоторое представление может дать деятельность епископа Фулько в Тулузе до 1211 года. Конечно, с 1217 года такая деятельность была мало эффективна. Все должно было измениться с парижским трактатом 1229 года. Чтобы определить влияние парижского трактата на отношение прелатов, достаточно заметить различие между четырьмя канонами против еретиков синода в Нарбонне 1217 года и семнадцатью соответствующими канонами синода, который провел легат Роман де Сан-Анджело осенью 1229 года в Тулузе. Папа, через своего легата принудил прелатов к действию и предоставил им готовые решения, а также указал способ действия. Светские власти также обязались предоставить вооруженную поддержку. Король Франции, словами, повторенными позднее Раймундом VII, постановил начать интервенцию весной того же года. Синод перешел к действиям. Пользуясь показаниями обращенного и оправданного катара Вильгельма дю Солье, начали допрашивать подозреваемых в ереси католиков. Все показания собирает Фулько. Результаты этого процесса, который позднее продолжала инквизиция, заслуживают внимания.
С этого момента деятельность против еретиков, которую до этого времени вел Фулько при помощи белых братьев, резко оживилась. При помощи бросаемых с амвона обвинений, захватывающих манифестаций, публичных акций, он вынуждает светские власти выполнять свои обещания. Доминиканский монастырь в Тулузе, втянутый епископом и своим провинциалом Раймундом де Фога, который вскоре (в марте 1232 года) заменит Фулько на посту епископа, включился в эти перепалки вместе со своими проповедниками и магистром теологии, Роландом из Кремоны, только что прибывшим из Парижа. В другом месте мы подробней расскажем об этих событиях, о которых узнаем из работы, написанной по образцу деяний мучеников, Вильгельмом Пелиссоном, панегиристом деятельности Проповедников против еретиков и поддерживающих их властителей. Нужно ли добавлять, что этот исключительный документ, практически единственный среди засухи других источников, односторонен и никоим образом не может претендовать на роль объективного свидетельства пастырского служения Братьев Проповедников? Знаменательно однако то, что Вильгельм начал свою эпопею описанием мирного времени и не нашел ни одного достойного упоминания события периода перед парижским трактатом, как и со времен св. Доминика.
В дополнение, это собрание довольно сенсационных анекдотов, сосредоточено на описании действий Проповедников, так, как будто бы все дело зависело только от них, не предоставляя более широких информаций. Он подробно описывает эксгумацию трупов или сожжение на костре больной женщины, которую епископу Раймунду удалось схватить благодаря недостойной интриге после принятия ею ереси, но все это не позволяет нам никоим образом понять, чем в действительности было проповедничество братьев против еретиков. Вильгельм ограничился упоминанием о нем одним только словом. Приведенные выше примеры относятся к периоду 1229-1234 гг. В дальнейшем повествовании этой работы они уступают место образам и действиям инквизиции.
Отправить комментарий