Духовное безразличие

6/17/2020, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Послушание, CLVХII.

О, дражайшая дочерь, сколько таких, кто сегодня в этой ладье Ордена ищет собственной выгоды? Есть их множество и по сравнению с ними число истинно послушных – весьма мало. Это правда, что среди совершенных и этих несчастных есть много таких, кто живет в Ордене абы как. Не будучи совершенными, как должны быть, не являются они также полностью злыми. Их совесть достаточно чувствительна, чтобы беречь себя от смертного греха, но сердце их прохладно и безразлично. Если, однако, в жизни они не соблюдают, как следует монашеских правил, они рискуют подвергнуться огромным опасностям. Необходимо им огромное рвение, они должны стряхнуть с себя сонливость и вознестись превыше прохладности. Если в ней будут пребывать, несомненно, падут. Если случайно удается им избежать этого, они живут собственным способом для того чтобы угождать себе под покровом Ордена, приспосабливаясь скорее к внешним формам Ордена, чем к духу Ордена. Из-за отсутствия света они часто позволяют себе дерзко судить о тех, кто более совершенно соблюдает дух устава, чем внешние акты, в то время как они сами выполняют их точно.

Поэтому вредно для них оставаться в таком посредственном послушании. Эта прохладность делает для них послушание весьма трудным, и они поддаются ему с огромным усилием. Для безразличного сердце – бремя, то есть слишком тяжелое. Неся его, они мучатся с малым результатом. Кроме того, они изменяют совершенству, на путь которого ступили и которое обязаны блюсти. Хоть они и делают меньше зла, чем те, о которых Я рассказал, все равно делают зло. Они оставили мир, не для того, чтобы беречь ключ общего послушания, но чтобы отворить небо малым ключом послушания Ордену; а этот малый ключ, привязанный шнуром самоотречения и презрения к себе к поясу смирения, они должны всегда держать в руке пламенной любви, как Я тебе сказал.

Знай, дражайшая дочерь, что они способны к огромному совершенству, если захотят, ибо они ближе к ней, чем иные, которые тяжко грешат. Но с другой стороны, труднее им в их состоянии выйти из несовершенства, чем грешнику в состоянии греха восстать из своего бедствия. Знаешь ли, почему? Потому что грешник ясно видит, что поступает плохо, об этом говорит его совесть. Если он не старается выйти из заблуждения, хотя натуральный свет указывает ему, что то, что он делает, является злым, причина этого – себялюбие, которое лишает его сил. Если его спросить: Разве ты не знаешь, что поступаешь плохо? Он бы ответил: Да, но слабость моя настолько огромна, что мне кажется, я не смогу её пересилить. То, что он говорит – неправда, ибо с моей помощью, если захочет, может её пересилить. Тем не менее, он знает, что поступает плохо и благодаря этому познанию может покончить с грехом, если хочет.

Но эти прохладные, которые не делают ни огромного зла, ни великого блага, не знают прохладности своего состояния, и не знают, в какой они пребывают опасности. Не видя её, не стараются избежать, и не заботятся о том, чтобы им на неё указали. Если им открыть глаза, в безразличии сердца они и далее пребывают в узах давней привычки.

Что может вырвать их из этой прохладности? Пусть с ненавистью к собственному мнению и оценке самих себя возьмут дрова познания себя и бросят их в огонь моей божественной любви, снова обручаясь, как будто бы только что вступили в орден, со святым послушанием перстнем пресвятой веры. Пусть не спят в этом состоянии, которое столь отвратительно для Меня и столь опасно для них. Прежде всего, нужно было бы им сказать слова: Проклятье на вас, ни холодные, ни горячие! Если бы вы были ледяными! Если не исправитесь, извергну вас из уст моих (Откр 3,15-16). Извергну их действительно и таким способом, как сказал. Ибо если они пребывают в онемении, они близки к падению; и если падут – отвергну их. Предпочел бы, чтобы вы были холодны, то есть, чтобы вы остались в миру с общим послушанием, которое является льдом по сравнению с огнем истинно послушных. Поэтому Я сказал: Если бы вы были, по крайней мере, льдом!

Я объяснил тебе эти слова, чтобы ты не впала в заблуждение, думая, что я предпочитаю лёд смертного греха, чем прохладность несовершенства. Нет, не могу Я желать греха: нет во Мне этого яда. Он для Меня столь отвратен, даже в человеке, что не желал бы, чтобы он избежал наказания. Поскольку человек был неспособным вынести наказание, положенное за свое заблуждение, Я посла Слово, Единородного Сына моего, который испытал его на самом себе, став послушным.

Пусть же они восстанут из онемения благодаря упражнению, благодаря бдению, благодаря постоянной молитве; пусть всматриваются в устав Ордена и в кормчих этой ладьи, которые были людьми, как они, рожденными таким же самым образом и питаемыми тем же самым хлебом. А Я – тот же самый Бог, что и тогда. Моя сила не ослабела, воля моя не перестала желать вашего спасения, мудрость моя не скупиться на свет для вас, чтобы вы познали мою истину.

Могут ведь, если захотят, вырваться из оцепенения, только бы осознали свое состояние. Поэтому они должны очистить око своего разума от мрака себялюбия; а вернув себе свет, поспешить путем истинно послушных. Только так они смогут достичь цели, не иначе. Поэтому, есть спасение.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий