Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Послушание, CLVХIII.
Вот способ, который использует истинно послушный и к которому прибегает ежедневно, чтобы увеличить в себе добродетель послушания. В свете веры жаждет он насмешек и оскорблений, тяжких бремен, которые налагает на него настоятель, чтобы послушание и его сестра – терпение, не заржавели в нем и, не ослабевая, всегда были готовы, когда им нужно будет действовать. Постоянно алча послушания, неустанно и непрерывно побуждает струны жажды. Послушание – это ревностная невеста, которая никогда не хочет оставаться бездеятельной.
О, милое послушание, приятное послушание, сладостное послушание! Лучезарное послушание, ибо ты рассеиваешь тьму себялюбия! Животворящее послушание, ибо даешь жизнь в благодати той душе, которая избрала тебя в невесты, и ты освобождаешь её от своеволия, которое несет ей войну и смерть!
Ты благородно, ибо становишься слугою каждого творения, наделенного разумом. Ты благожелательно и милостиво; с добротой и нежностью переносишь всяческие тяготы, ибо сопутствует тебе мужество и истинное терпение. Ты увенчано венцом постоянства. Не гнетет тебя придирчивость настоятеля, не сгибают тебя огромные тяжести, которыми он обременяет тебя непомерно. Свет веры учит тебя переносить все. Ты так сильно связано со смирением, что никакое творение не может вырвать тебя из рук святой жажды души, которая тебя охватывает.
Что же сказать, милейшая и дражайшая дочерь, о совершенстве этой добродетели? Скажем, что она – благо без тени. Пребывает скрыто в ладье, защищенная от всех противных ветров. Благодаря ней, душа гребет руками Ордена и настоятелей, а не своими; ибо истинно послушный не обязан отчитываться предо Мною за свои поступки; ответственен за него только настоятель.
Полюби же, милейшая дочерь, эту славную добродетель! Хочешь возблагодарить Меня за благодеяния, которые ты получила от Меня, Отца вековечного? Будь послушна. Послушание докажет тебе, что ты не неблагодарна, ибо оно происходит от любви; послушание убедит тебя, что ты не невежественна, ибо происходит от познания моей Истины. Является оно благом, познанным в Слове, которое указало вам путь послушания, как устав и пример, выдержав в послушании до самой позорной смерти на кресте. Послушание – его ключ, который открыл небо; на его послушании основано послушание, как общее, так и особенное, как было тебе изложено в начале этого трактата.
Послушание это дает душе свет, который ей указывает, что она верна Мне, верна Ордену и настоятелям. В этом свете святейшей веры, душа забыла о себе, не ищет себя ради себя; ибо благодаря послушанию, добытому в свете веры, она довела, что в воле своей она умерла для всяческого эгоистического чувства, которое вмешивается в чужие дела, вместо того, чтобы заниматься своими. Ведь так поступает непослушный, который хочет прослеживать волю отдающего приказы, чтобы потом судить согласно своим низменным мыслям и мрачным видениям, вместо того, чтобы исслеживать свою собственную извращенную волю, которая несет ему смерть.
Истинно послушный, напротив, в свете веры всегда позитивно оценивает волю настоятеля. Поэтому не ищет свою собственную волю, всегда склоняет голову и питает свою душу благоуханием совершенного послушания. Чем больше душа развивается в свете святейшей веры, тем более возрастает в душе добродетель послушания. Ибо любовь, рожденная от послушания, проистекает от света веры. Ибо в этом свете веры душа познает себя и Меня, благодаря нему любит Меня, благодаря нему унижается; и чем больше Меня любит, тем больше унижается; и чем больше Меня любит, чем больше унижается, тем более становится послушной. Послушание и его сестра – терпение, являются, таким образом, свидетельством того, что душа действительно облеклась в брачную одежду любви, необходимую, чтобы войти в жизнь вечную.
Послушание открывает небо, но остается у двери, а любовь, которая дала этот ключ, входит, внося плоды послушания. Из всех добродетелей, как Я сказал тебе, только любовь может войти в вечную жизнь. Но заслугой послушания является то, что оно – ключ, который открывает. Из-за непослушания первого человека небо было закрыто, а послушание смиренного, верного и непорочного Агнца, Единородного Сына моего, открыло жизнь вечную, закрытую столь долгое время.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий