Из книги о. Томаша Галушки, «Инквизитор тоже человек». Часть I. Интервью. 13.c.
Иоганн Тецель стал одним из героев знаменитого выступления Мартина Лютера.
Лютер в нескольких фрагментах своих 95 тезисов упоминал о безрассудных проповедниках, которые втолковывают людям, что спасение можно купить. Он не упоминал имен, но все знали, что речь идет о Тецеле. Из монастыря августинцев в Виттенберге Лютер с беспокойством присматривался к энтузиазму, который вызывала миссия Тецеля. Он видел, что этих людей не интересуют отношения с Богом, а только трансакция купли-продажи, торговля спасением.
Он смотрел на Тецеля как на представителя старого мира, который должен уступить. Он был на 20 лет младше, из конкурирующего ордена. Получил совершенно иное образование и пренебрегал томизмом, на котором был воспитан Тецель. Лютер считал, что томизм отошел от источников веры. Сам он читал Святое Писание в греко-латинском переводе авторства Эразма Роттердамского, его интересовало исследование Библии. Он отдавал себе отчет в том, что в течение 1500 лет Святое Писание обросло комментариями и интерпретациями. Он восхищался немецкой мистикой, текстами школы Мастера Экхарта, его восхищало стремление к непосредственному контакту с Богом. Считал, вслед за рейнскими мистиками, что Бог все дает даром, поэтому нельзя никоим образом заработать себе на спасение, заслужить небо. Чтение Послания к Римлянам утвердило Лютера в убеждении, что человек оправдан верой во Христа, а не заслугами. Он восхищался тюремными трактатами Савонаролы, в которых, как помним, он писал: я – наибольший из грешников и заслуживаю осуждения, но милосердие Бога больше моего греха. Савонаролу Лютер ценил тем больше, поскольку он был оппонентом папы, а Лютер не выносил Апостольский Престол, видя в нем источник порчи в Церкви.
Ничего удивительного, что Иоганн Тецель был для него абсолютным негативом того, что он ценил. Томист, полностью преданный папе…
И, в конце концов, в 1517 году у Лютера сдали нервы?
Лютер вовсе не собирался вызывать аж такую смуту, общеевропейского масштаба. Он замышлял организовать провокацию и выставить на университетские дебаты 95 сформулированных им тем, из которых несколько касались индульгенций. Такие дебаты были в то время очень популярны, в конце концов, это была обычная форма научной работы. Следует подчеркнуть, что Лютер не нападал на саму теологию отпущений, пройдет еще несколько лет, прежде чем он её отвергнет. Он критиковал только злоупотребления, связанные с продажей индульгенций. Процитировал также тот приписываемый Тецелю стишок.
Августинец не отдавал себе отчет, что его тезисы вызовут столь сильную реакцию. Однако это была уже эпоха книгопечатания: текст Лютера быстро был широко распространен. Несколькими годами позднее его печатали тиражом 300-400 тысяч экземпляров. Реформация без печати не была бы возможна.
Тецель отреагировал?
Он ответил на тезисы Лютера годом позднее в двух трактатах, в которых представил здоровое, основанное на взглядах св. Фомы, учение об отпущениях. Эти публикации позволили ему в 1518 году получить степень магистра святой теологии. Но он недолго радовался своему успеху, поскольку вскоре был атакован враждебно настроенным к нему каноником Карлом фон Мильтицом. Тецель был обвинен в публичном казнокрадстве, прелюбодеянии, аморальном поведении и доктринальных ошибках, был психически сломлен, удалился в монастырь и в июне 1519 года умер.
Что было правдой в этих обвинениях?
Были полностью необоснованными. Тем не менее, их охотно приводили деятели протестантизма; особа Тецеля прекрасно подходила для олицетворения зла.
Поэтому стоит вспомнить, что на смертном одре Тецель получил от Лютера очень теплое и благожелательное письмо. Августинец подчеркивал, что не видит в нем врага, только ревностного слугу Церкви, что начиная с ним дебаты, надеялся на урегулирование практики связанной с индульгенциями. И что ни в чем его не обвиняет, но желает Божьего благословения.
Когда Тецель умирал, в Липске как раз проходил знаменитый диспут между Иоганном Экком, который защищал папство и Мартином Лютером. Отчет об этих дебатах прислали в Рим, а консисторий 15 июня 1520 года издал документ, в котором 40 тезисов Лютера были признаны еретическими. Вскоре папа Лев Х осудил их в булле Exurge Domine.
Насколько Тецель был причиной начала реформации?
Я люблю придерживаться метафоры искры: участие Тецеля в акции продажи индульгенций вызвало цепную реакцию. Кардинал Каетан, который по требованию папы занимался делом Лютера, быстро осознал, что индульгенции это только верхушка айсберга. Так как Лютер хотел полностью изменить теологическую концепцию спасения, поставить под сомнение роль папы, реконструировать общину Церкви.
Тецель был попросту верным слугой папы, который хотел помочь людям справиться со страхом того, что их более всего ужасало, то есть временными наказаниями за грехи. Но на заднем плане виднелась еще одна достойная цель: строительство базилики св. Петра. Тецель отдался этой миссии всеми своими силами. Можем сказать, что это его рвение использовали, что его использовали в своего рода механизме злоупотребления. По моему мнению, Иоганн Тецель заслуживает реабилитации. А уж наверняка того, чтобы о его деятельности перестали говорить как о причине реформации.
Если в небе еще получают какие-то задания для исполнения, то я думаю, что брат Иоганн исполняет там функцию директора по делам неподлежащих возврату кредитов с личного счета самого Бога.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий